search
main
0

20 лет ЕГЭ: что было, что будет

16 февраля ЕГЭ исполнилось 20 лет. В этот день в 2001 году Правительство России подписало постановление «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». В первый год эксперимента в нем приняли участие 30 тысяч школьников из пяти пилотных регионов. В обязательном порядке ЕГЭ стали проводить для всех выпускников школ с 2009 года. О том, как менялся экзамен со временем, и о том, что еще стоит усовершенствовать, размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Одной из целей ЕГЭ была возможность оценивать результаты обучения детей в справедливых условиях, в единой процедуре. Все дети России должны были получать одинаковые по сложности КИМы, которые в свою очередь должны опираться на образовательный стандарт.

За 20 лет ЕГЭ превратился в надежный и понятный инструмент государственной итоговой аттестации и приема в вуз. Экзамен постепенно отходит от формата тестирования. Если раньше ученики говорили о том, что экзамен по математике мог длиться 4 минуты и они просто выбирали ответы наугад, сейчас такое исключено. Экзамен по математике разделили на базовый и профильный уровни. В ЕГЭ по иностранным языкам появилась устная часть.

Повышается прозрачность проведения экзамена, сокращается количество утечек. Родители все чаще отмечают, что ЕГЭ действительно дает возможность детям из сельской местности поступать в вузы.

Процедура каждый год совершенствуется. Появился институт общественных наблюдателей. Несколько лет в Общественной палате РФ работала «горячая линия», на которую могли обратиться дети и родители, столкнувшиеся с техническими проблемами при проведении экзамена.

Главное, куда должен двигаться ЕГЭ, – прозрачность, содержательная объективность и надежность. Гуманным шагом станет введение процедуры повторной сдачи ЕГЭ с правом ребенка выбирать наилучший результат.

Эксперты чаще всего говорят о разрешении поиска информации в Интернете, например, на экзамене по географии может потребоваться работа с геоинформационными системами. А для проверки знаний по предметам естественно-научного цикла в контрольных измерительных материалах могут появиться задания с видеофрагментами и экспериментом на цифровой модели. Варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ также в будущем планируют сделать индивидуальными.

Одна из важнейших перспектив – расширение объема практических заданий. Если речь идет об исследовании или эксперименте, о выполнении практических операций, то ребенок может выполнять их в формате, приближенном к современным демонстрационным и квалификационным экзаменам. Развитие цифровизации позволит распределить выполнение учебных задач во времени и приблизит нас к идее цифрового портфолио, которое покажет общую динамику образовательных достижений ученика в течение всего обучения. Именно в цифровом портфолио многие регионы видят сегодня перспективу итоговой аттестации.

Виктор БОЛОТОВ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– 20 лет – серьезный возраст. За этот период многое изменилось, что-то в лучшую сторону, что-то, увы, в худшую. Кстати, сколько бы ни говорили о том, что мы «слизали» технологию с американских и английских прототипов, все это чушь. ЕГЭ в том виде, в котором он у нас был и есть, – это чисто наша разработка. И если в середине нулевых мы только создавали ее, то сегодня это уже хорошо отлаженная технология, учитывающая особенности российского образования. Надо отдать должное команде Сергея Кравцова, который сразу, как только возглавил Рособрнадзор, жестко начал вводить режим информационной безопасности, бороться с любыми вмешательствами в процедуру проведения экзамена. Есть объективные причины, почему видеокамеры и рамки металлоискателей не использовались с самого начала, тем не менее в определенный момент с их помощью удалось значительно снизить количество нарушений, а значит, повысить объективность ЕГЭ.

Большое продвижение наблюдается и в плане содержания экзамена. Теперь на ЕГЭ есть задания, связанные не только с чисто предметными знаниями, умениями и навыками, но и с измерением компетенций. В процедуре проведения экзамена задействовано много современных технологий, а главное – на федеральном и региональном уровнях удалось сформировать команды профессионалов, хорошо знающих свое дело.

Что касается минусов, на мой взгляд, в КИМах зря отказались от вопросов с выбором ответов. Во всем мире подобные задания есть, но почему-то это нигде не вызывает столько негатива, как у нас. Это вполне эффективный способ измерения предметных знаний, умений и навыков.

А вообще сегодня надо думать о том, что придет на смену ЕГЭ. Уже есть некоторые идеи, чем его заменить, например, тем же портфолио, только настоящим, полноценным, а не просто набором всего, что у вас есть. В каком-то смысле это вполне может быть история цифровых следов, но не как совокупность отметок, полученных за все годы обучения, а некий конгломерат самых разных достижений, заверенных экспертной комиссией.

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:

– Карелия присоединилась к эксперименту в числе первых регионов в 2003 году. Единый экзамен проводился по математике, физике и биологии. В следующем году в перечень экзаменов включили ЕГЭ по русскому языку. В 2004 году я сдавал ЕГЭ по русскому и математике. Петрозаводский госуниверситет эти результаты уже учитывал при поступлении, и мне удалось успешно поступить. На данный момент ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам, в том числе по испанскому и китайскому языкам.

Очень важно, что ЕГЭ показал реальную возможность совмещения государственной итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в учреждениях профобразования. ЕГЭ дал шанс всем будущим абитуриентам поступать в лучшие вузы страны.

В студенческие годы я занимался организацией общественного наблюдения на едином экзамене. В целом считаю, что ЕГЭ – эффективно работающая система, основными принципами которой являются прозрачность результатов и равные возможности для всех выпускников.

За прошедшие годы процедура ЕГЭ стала более технологичной. Если раньше экзаменационные материалы доставляли в министерство огромными коробками, которые затем развозили по всем районам республики, то сейчас КИМы распечатываются в аудиториях с зашифрованных дисков. В ближайшие 2‑3 года мы перейдем на технологию передачи экзаменационных материалов по Интернету.

В первые годы много претензий к ЕГЭ было связано с наличием тестовой части. Сейчас от заданий с выбором ответа отказались. С 2022 года мы перейдем на новое поколение измерительных материалов, соответствующих современным требованиям и трендам, которые задаются международными исследованиями.

Андрей СЕМКЕ, учитель физики, учитель года Кубани-2000:

– Система имеет много положительных моментов. Самое важное, что выросла на порядок объективность. Негативным моментом были и остаются сами контрольно-измерительные материалы. Допускаются ошибки, постоянно меняется структура, набор заданий – если сравнить варианты КИМов последних трех лет, можно сразу сказать, что единого измерителя нет, все они отличаются друг от друга и сложностью, и набором заданий. Школьники, которые сдавали ЕГЭ 2 года назад и год назад, были в неравных условиях.

Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики школы №1 ст. Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018:

– ЕГЭ, как и любой инструмент в руках человека, может и должен совершенствоваться постоянно. Радует, что в сложное время пандемии организаторы этой процедуры проявили (и продолжают проявлять) достаточную гибкость. Радует, что экзамен перестал быть тестовым и позволяет оценить уровень каждого ребенка в том числе и в устных ответах. Тем не менее остаются моменты, которые вызывают нарекания, и в процедуре проведения, и в содержании ЕГЭ. Хотелось бы, чтобы все изменения действительно, а не формально согласовывались с учительским сообществом.

Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ, директор образовательного центра «Лидер» г. Боброва Воронежской области:

– Считаю, что введение ЕГЭ себя оправдало. Основное преимущество – это уравнивание возможностей выпускников. Если раньше вузы устанавливали свои экзамены и при этом присутствовала большая доля субъективизма, то с приходом ЕГЭ ситуация изменилась. Сегодня к единому экзамену больше доверия как у детей, так и у родителей и учителей. Конечно, вопросы и проблемы возникают, но большой плюс в том, что эти вопросы слышат, а проблемы стараются решать. Например, в работах по математике появляются практико-ориентированные задачи, и это хорошо. А в гуманитарных предметах есть возможность рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее. То есть можно говорить, что ЕГЭ меняется в соответствии с запросами педагогического сообщества.

Ирина ПАХОМОВА, учитель с 40‑летним стажем, Великий Новгород:

– Я работала в Великобритании и видела изнутри местную систему школьных экзаменов, по подобию которых когда-то создали ЕГЭ. Увы, сравнение не в нашу пользу. Английский вариант щадит психику детей. Один экзамен там длится не более 40 минут. Форма представляет собой тестирование. Но российский ЕГЭ, особенно по истории, обществознанию, литературе, даже в последние годы при всех усовершенствованиях заставляет зубрить даты, цифры и понятия. А иностранные коллеги учат детей анализировать. Хотелось бы, чтобы и наши школьники думали, а не зубрили.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте