search
main
0

2-я глава. Благородство рыцарей

Продолжаем начатую в предыдущих номерах («ВО», №№1-4 с.г.) публикацию фрагментов книги Анатолия ЕРМОЛИНА «Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком».

Повиновение

и дисциплина

Дисциплина и повиновение необходимы разведчикам и солдатам не меньше, чем мужество, а подчас и больше. При Павле I в одной из западных губерний произошел такой случай. Командиру роты ротмистру N доложили, что местный торговец-ростовщик не хочет продать сено для лошадей, и спросили, что делать. «Повесить!» – машинально брякнул уставший ротмистр. Каков же был его ужас, когда он узнал, что солдаты действительно выполнили его приказ. Этот случай был доложен императору. Тот направил командиру дивизии один за другим два указа. Первый гласил: «Ротмистра такого-то за глупое приказание разжаловать в рядовые». Во втором предначертывалось: «Ротмистру такому-то возвратить его прежний чин и, кроме того, повысить его в майоры за то, что и глупые его приказы исполняются беспрекословно».

А вот другая история, которая случилась в 70-е годы XIX века. Ночью близ мыса Доброй Надежды «Биркенхед» – транспортное судно, перевозившее войска, – наскочил на скалы и начал тонуть. На нем находилось 630 солдат с семьями и 130 моряков. Солдат выстроили на палубе. Несколько человек были отправлены к шлюпкам для спасения женщин и детей, кого-то командировали выпустить из трюмов лошадей в надежде, что некоторые доплывут до берега. Выяснилось, что лодок на спасение мужчин не было, и солдат оставили стоять в строю. Судно развалилось пополам и стало тонуть. Капитан крикнул, чтобы люди бросались за борт. Но командир, полковник Ситон, скомандовал солдатам оставаться в строю, так как знал: если они бросятся вплавь к лодкам, то наверняка всех потопят и не спасутся сами. Солдаты, которых на судне было почти втрое больше, чем гражданских лиц, оставались в строю до конца. Благодаря дисциплине и самоотверженности военных были спасены женщины и дети.

Сегодня много рассуждают о праве подчиняться или не подчиняться приказам.

Примером же четкой согласованности для военных, как наших, так и зарубежных, является знаменитая операция, проведенная в Афганистане в декабре 1979 года – штурм дворца Амина. Сводный отряд молодых ребят в составе группы спецназначения «Зенит», группы «А» и мусульманского батальона в течение часа овладел объектом, считавшимся неприступным.

Ход всей операции был тщательнейшим образом заранее распланирован и подготовлен. Я знаю многих участников этого уникального штурма, когда горстка советских военнослужащих в далекой незнакомой стране захватила неприступную крепость, наголову разбив превосходящие силы противника. Удивительно, но у большинства из них не было тогда личного боевого опыта, хотя, безусловно, каждый из группы захвата прошел блестящую боевую выучку.

Сегодня говорят, что решение о вводе наших войск в Афганистан было политической ошибкой, но безошибочно точно действовала команда российских парней, верная присяге, долгу и своим командирам.

Бескорыстие

Идеалом воина для меня является Алексей Хомяков – выдающийся русский философ, один из образованнейших людей своего времени, участник многочисленных баталий, блистательный офицер и дворянин. Современники рассказывали, что в бою Алексей никогда не рубил убегающего противника, а в мирное время никогда не носил облегченной декоративной кирасы, разрешенной в то время воинским уставом. У него было все, о чем может мечтать обыватель: состояние, положение в обществе, признание современников и дружба с крупнейшими мыслителями Европы. Тем не менее в минуту общей беды это не остановило ни его самого, ни его супругу. Не раздумывая, они вошли в холерную палату для бедняков, чтобы облегчить страдания умирающих. Офицер Хомяков умер от этой страшной болезни.

Та же рыцарская совесть бросала на пылающий реактор Чернобыльской АЭС офицеров, пожарников, инженеров, рабочих!

Бескорыстие – одна из основных черт русского характера. Оно проявляется и в большом, и в малом. А что такое бескорыстие? Деньги в нашем мире играют неоправданно большую роль. Поэтому часть людей на вопрос, что такое бескорыстие, не задумываясь, ответят: готовность пожертвовать деньгами. На самом же деле бескорыстие – это готовность отдать другому то, в чем больше всего нуждаешься сам, и далеко не всегда это деньги.

В нашей стране до сих пор помнят выдающегося доктора

Ф. Гааза, содержавшего на свои деньги первую в России благотворительную больницу. На гербе больницы была изображена горящая свеча, под которой написано: «Светя другим, сгораю сам». Известно, что Гааз был также тюремным доктором. Его пациент – дряхлый старик – отбывал срок в одной из московских тюрем. Наказание он нес справедливое, но был близок к смерти. Доктор обращался во все возможные инстанции с просьбой о помиловании, но получал всегда один ответ: дело обжалованию не подлежит.

Однажды тюрьму посетил император. Гааз, воспользовавшись высочайшим визитом, обратился к царю с просьбой освободить старика. Государь оборвал доктора словами: «Есть суд».

В запальчивости доктор выпалил: «Вы забыли Бога, государь!»

Свита онемела. В кабинете директора тюрьмы повисла мертвая тишина. Доктора ждало моментально разжалование. Государь долго молчал и наконец произнес: «Нет, Гааз, к сожалению, Бог забыл меня, когда я говорил». Старик был отпущен на свободу.

Справедливость

Однажды, это было вскоре после отступления французов из Москвы, адъютант М. Кутузова Михайловский-Данилевский написал проект извещения главнокомандующего для рассылки по губерниям, где грубо отозвался о Наполеоне. Прочитав текст, Кутузов вызвал адъютанта и сказал: «Молодой человек! Кто дал тебе право издеваться над одним из величайших людей? Уничтожь неуместную брань».

Способность оценить по достоинству врага – свойство справедливых людей. А чувство справедливости развито далеко не у всех, подчас даже очень симпатичных людей.

Понятие о справедливости – понятие рыцарское, дошедшее до нас от старых времен, и нам всегда следует придерживаться его.

Если вы видите большого мальчика, нападающего на маленького, вы его остановите потому, что это подло. Если в драке один из дерущихся упал, державший верх не имеет права ударить соперника, пока он лежит; все нормально воспитанные мужчины сочли бы это за ужасную низость.

В малых войнах, которые ведет наше правительство, раненые российские солдаты подвергаются издевательствам и пыткам. В традиции русской армии этого не было никогда, даже когда приходилось воевать с очень жестоким противником. Так, по случаю изгнания французов из пределов России Кутузов выпустил приказ следующего содержания: «Храбрые и победоносные войска. Наконец вы на границах Империи. Каждый из вас есть спаситель Отечества… Пройдем границы и довершим поражение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата. Они жгли дома наши, ругались святынею… Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость в обхождении с обывателями покажет им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетений даже самые те народы, которые вооружились против России». И действительно, русские войска, прошедшие путь от Москвы до Парижа, были первыми в европейской истории, кто не грабил и не убивал местное население.

Великодушие

После изгнания армии Наполеона с территории России русские войска провели немало дней в сражениях, прежде чем вошли в Париж. Русского императора парижане встретили словами: «Мы давно ожидали вашего прибытия». Александр ответил: «Я бы ранее к вам прибыл, но в моей медленности обвиняйте храбрость ваших войск».

Многие путают справедливость и великодушие. Мне же кажется, что это противоположные явления: справедливость – признание за окружающими права на достоинства, великодушие – признание права на недостатки, слабости и ошибки.

В том случае, когда в событиях принимают участие люди благородные, всегда есть место великодушию. Мне вспоминается следующий эпизод из истории Гражданской войны в Северо-Американских Соединенных Штатах. Бессменным и весьма умелым главнокомандующим южан в Гражданской войне был генерал Роберт Ли. Но в апреле 1865 года силы его войск иссякли. Вскоре после сдачи Ричмонда Ли дал согласие главнокомандующему северян Гранту капитулировать. Артиллерия северян, узнав весть о победе, начала салют, но Грант велел прекратить его из уважения к противнику. Победители отпустили побежденных по домам. Генерал Ли после войны возглавил военный колледж имени Вашингтона (ныне университет Вашингтона-Ли).

Доброта

Не очень трудно подать нищему на улице, но не всегда это следует делать. По словам Достоевского, девяносто девять нищих из ста являются закоренелыми вымогателями и тунеядцами. И, подавая милостыню, вы не столько помогаете нуждающимся, сколько потворствуете пороку. Есть сотни действительно нуждающихся и несчастных людей, о которых мы ничего не знаем, и ваши деньги, попавшие им в руки, были бы для них действительно большой помощью.

Чтобы делать добро, не надо быть богатым. Многие рыцари были бедными людьми. Рыцарский орден госпитальеров имел в качестве герба изображение двух рыцарей, сидящих на одной лошади. Это означало, что они были слишком бедны, чтобы иметь по лошади на каждого.

Доброта и обходительность – две великие добродетели, говорит испанская пословица; другая пословица гласит: «Помогая людям, не спрашивай про их чины». Это значит, будь добр и внимателен ко всякому: великому и малому, бедняку и богачу.

Главным в характере рыцаря было то, что он всегда делал добро и помогал всем нуждающимся. Он знал, что каждый должен рано или поздно умереть, но полагал, что, прежде чем наступит его последний час, он должен сделать свое доброе дело. Поэтому не откладывайте исполнение добрых дел, так как никто не знает, когда придет его час. Бескорыстная услуга должна быть оказана ежедневно и без отсрочки на будущее. Вам следует сразу же приступить к применению этого правила и придерживаться его в течение всей вашей жизни.

Оказывайте добрую услугу не только вашим друзьям и близким, не только посторонним, но даже врагам.

В устав юного разведчика включена обязанность ежедневно делать доброе дело. Значительность такого дела не столь важна, пусть это будет хоть самая простая услуга, например помочь старому человеку, уступить место в транспорте женщине, перевести ребенка через дорогу.

Во время осады Порт-Артура в 1905 году японцы смогли приблизиться к российским укреплениям как никогда близко. Достигли они этого, прорывая глубокие траншеи все ближе и ближе к позициям нашей армии. Они так близко подвели траншею к нашим окопам, что одному русскому солдату удалось бросить в нее письмо. В письме он сообщал, что хочет дать о себе знать своей матери, и просил японцев переслать ей письмо. В письмо солдат вложил монету для оплаты почтовых расходов.

Японский солдат, нашедший записку, не отшвырнул ее в сторону и не положил деньги себе в карман, но поступил так, как надлежало поступить всякому нормальному человеку. Он передал находку своему начальнику, а тот телеграфировал послание русского солдата по адресу его матери и затем бросил ответную записку в русский форт, сообщая об исполнении поручения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте