Очень трудно писать о проблемах образования, находясь внутри системы. Ведь всяк кулик свое болото хвалит, да и кому захочется выносить сор из избы. Но, если обобщить то, что я наблюдаю за последние несколько лет, можно определить две основные проблемы, вытекающие одна из другой. Первая заключается в том, что человек, от которого зависит решение той или иной проблемы, действует по принципу «мне важен результат, нюансы меня мало интересуют». А вторая – тотальное очковтирательство.
Например, приходит директору школы бумага: сделать так, чтобы заработная плата учителей не была ниже определенного уровня. Он бы, конечно, и дал своим учителям такую зарплату, если бы имелись соответствующие ресурсы. Но у него таковых не имеется, поэтому находится единственный выход: сокращение штата и увеличение нагрузки на оставшихся. Все чин чином: и волки сыты, и овцы целы. Тем более что учитель сопротивляться этому никак не станет. Свою семью кормить надо? Надо. Рабочее место найти (особенно сейчас) трудно? Трудно. Обеспечить качественное образование своим ученикам в таких условиях реально? Нереально. Вот и получается, что халтура заложена в сам процесс.
Конечно, ближе к выпускному классу сами ученики и их родители забьют тревогу. Те, кто побогаче, сразу наймут репетиторов. Кто победнее, скорее всего, прибегнут к возможностям дистанционных курсов, среди которых, кстати, есть и хорошие бесплатные. Кто-то выплывет, кто-то – нет, но в целом по школе статистика окажется «вроде ничего», и будущий год станет точно таким же, как предыдущий. Но поезд уже ушел.
А вот и другой пример. Учитель, получив распоряжение использовать ИКТ в образовательном процессе, дает ученикам задание: прочитать такие-то тексты, решить столько-то примеров и задач на определенном ресурсе. Маня, Таня и Ваня на уроке внимательно слушали, поэтому для них «нажимание на кнопки» проще пареной репы. А Петя и Вася весь урок думали о городах в Майнкрафте, для них это задание кажется невыполнимым.
Разумеется, они находят простой выход: «Ваня, скинь на «мыло» ответы». И снова все живы, здоровы и счастливы. Когда еще до Пети при современной наполняемости классов дойдет очередь, чтобы ответить учителю на уроке? И опять мы «реанимируем» с помощью дополнительных занятий, подключения родителей, репетиторов, электронных образовательных ресурсов и т. п. Но время снова упущено. Ведь как ни крути, а процентное соотношение «учитель/ученики» не уменьшилось. И по-прежнему конкретному ученику достается 1-1,5 минуты внимания учителя на уроке. По-прежнему сложен переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Словом, куда ни глянь, везде найдется пример несоответствия цели имеющимся условиям, требования изыскать ресурсы, которых нет. Цифровизация, стандартизация, поддержка бизнеса, грантовая поддержка, здоровая конкуренция – это, безусловно, хорошо. Но только если в основу положен принцип заботы о каждом человеке. Именно о каждом. Ведь все болезни и напасти обусловлены нереализованными потребностями, несправедливостью и тотальным недоверием.
Галина КУЗНЕЦОВА, методист медицинского колледжа №1, Москва
Комментарии