Наше государство, декларирующее себя как социальное, не только не является таким по сути, но еще не является ни по-настоящему демократическим, ни справедливым. Мне очень важно иметь свою ясно выраженную точку зрения на происходящее в стране, так как содействовать формированию идеологии подрастающего поколения может только человек, имеющий собственную позицию. При этом я осознаю, что мое личное несогласие с внутренней политикой государства, даже разделенное многими и выраженное на протестных митингах, ни к чему позитивному не приведет. Это не страх за свое личное благополучие и боязнь утратить честно нажитое (без кавычек), а адекватная оценка ситуации. Моей жизни не хватит на то, чтобы дождаться позитивных изменений, независимо от того, каким путем они будут достигнуты – эволюционным или революционным. Я могу влиять в рамках соблюдения законности только на сегодняшний день, а именно в просветительском формате, позитивной реализацией своего профессионального потенциала и опыта педагога-путешественника.
Всем известно и совершенно очевидно, что воспитанию подрастающего поколения не уделяется должного внимания, и это априори приводит к формированию негативных моральных ценностей, озлобленности, безысходности и непредсказуемым действиям отдельных учащихся и студентов.
Мы дожили до того, что в школе учитель боится сделать замечание ученику или привлечь его к общественно полезному труду, например, при оборудовании классного помещения. Педагогу грозит выговор, а то и увольнение и жалобы родителей – воспитанников уже постсоветской школы. Совершенно естественно и объяснимо, почему протестует против этого наиболее просвещенная часть общества, в том числе прогрессивные педагоги, сознательные родители, умные учащиеся.
На недавнем заседании организаторов летнего отдыха в Общественной палате РФ выяснилось интересное обстоятельство. Оказалось, что подавляющее большинство людей, занимающихся, казалось бы, предоставлением услуг на коммерческой основе, хорошо понимают, что остались единственным оплотом воспитания, стараясь за небольшой летний период восполнить отсутствие этого процесса в школах. И им кажется довольно странным, почему их не поддерживает государство, заставляя выживать самостоятельно и поднимать цены на путевки из-за различных ограничений.
Сейчас они объединились в региональные и межрегиональные ассоциации (Тверская область, Краснодарский край) и пытаются коллективно заявить о проблемах. Однако до сих пор все их заявления остаются без ответа, а если подаются в форме депутатского запроса, то получают формальные отписки. Ситуацию может изменить только комплекс безотлагательных существенных мер и принуждение власти к его внедрению под общественным контролем.
Мне как педагогу-пенсионеру из российской глубинки в порядке первоочередных мер для исправления ситуации видятся следующие шаги:
– интенсивное возрождение традиций российской школы, в том числе и дореволюционной, направленных на просвещение и воспитание, через отмену действия множества нормативных и циркулярных документов, принятых с начала двухтысячных годов;
– возвращение в среднесрочный период (до пяти лет) школ, колледжей, учреждений дополнительного образования в формат реально управляемых структур, возможных для продуктивной организации образовательного процесса, с охватом учащихся не более 1000 человек для школ крупных городов, не более 500 человек для иных населенных пунктов и не менее 50 человек для сельских школ;
– возвращение к доперестроечному формату внешкольных (дополнительного образования) учреждений, в том числе специализированных станций (центров) юных туристов, техников, натуралистов и др.;
– пересмотр функций МЧС, МВД, Роспотребнадзора в части перенесения акцента с надзора и наказаний на непосредственное обеспечение профилактических мер и принятия на себя организации практической работы по устранению выявленных недостатков. Например, пожарный надзор не только осуществляет проверки, но и, выявляя проблемы, сам их устраняет. Ведь именно в этом ведомстве собраны профессионалы. Вот пусть и работают не только в качестве инспекторов, но в первую очередь специалистов, ответственных за реальное обеспечение безопасности контролируемых объектов;
– поддержка из государственного бюджета деятельности оздоровительных лагерей, общественных организаций социально-педагогической направленности, профильных объектов малого бизнеса в данной сфере. Если это не будет сделано в этом году, страна потеряет свои здравницы навсегда, как утратила заводы, фабрики, сельскохозяйственные объекты. Это возможно осуществить в формате частно-государственного партнерства, но только по-настоящему, а не для отмывания бюджетных средств и перенаправления потоков в частные карманы.
Для этих целей можно использовать в том числе привлеченные средства профильных министерств и ведомств, таких как Минпросвещения, Минприроды, Мингеология, Ростуризм, Минздрав и др., а также благотворительных фондов, радикально изменив порядок распределения целевых средств (сейчас до 60% сборов уходит организаторам и посредникам). Следует изменить подходы к распределению грантов и субсидий на конкурсной основе (и это стало кормушкой для организаторов и отдельных прикормленных НКО).
Особо подчеркну: не следует ссылаться на дефицит бюджета, всем известно, что даже заложенные средства не все продуктивно осваиваются, не говоря уже о том, что речь идет в первую очередь об изменении приоритетов. Чего только стоит пересмотр зарплат депутатов, чиновников высшего звена, в первую очередь губернаторов и министров, а также гонораров спортсменов и артистов! Считаю, что следует прекратить деятельность различных фондов как потенциально мошеннических структур начиная с пенсионного.
Прошу посмотреть на ситуацию трезво и непредвзято. Аналогичное положение вещей и в вопросах организации дорожного движения. Мы видим постоянно растущее количество видеокамер, фиксирующих нарушения на основании установленных, зачастую несуразных и не оправданных дорожной обстановкой знаков. Владельцами камер являются частные лица, это извращенная форма частно-государственного партнерства.
В результате до 90% средств от сбора штрафов оседает в частных карманах. В этой сфере также нет единого государственного органа, отвечающего за проблематику в целом, точно так же как и в сфере нашей социально-педагогической (социокультурной) деятельности. Вспомним народную мудрость: «У семи нянек дитя без глазу», «Разделяй и властвуй!».
Я хорошо понимаю, что мои даже опубликованные мысли – это бесполезный глас вопиющего в пустыне. Низы и так все знают, а верхи не хотят ничего знать. Да и формат не совсем правильный, оскорбляющий чиновников. Некоторые могут подумать, что это простое желание выделить свои частные проблемы с подключением общественного мнения. И, конечно, недоумение – ему-то чего надо? У человека все есть, живи в свое удовольствие! Да еще и о нетитульной национальности могут напомнить.
Для справки. Я самодостаточный человек пенсионного возраста, продолжающий в инициативном порядке оказывать содействие в организации активного семейного отдыха на озере Селигер в Тверской области. У меня нет никакой – ни государственной, ни частной – поддержки, и я делаю ровно столько, сколько могу.
Все наши мероприятия осуществляются на условиях самоорганизации, самообслуживания и самообеспечения (формулировка – мое ноу-хау), то есть никто никому услуг не оказывает. Я предоставляю для использования на безвозмездной основе личные туристское снаряжение и инвентарь, а также катера, яхту, трейлер, внедорожник, прицепы и др. Я не строю иллюзий и долгосрочных планов, просто не могу и не хочу жить иначе, да и «за державу обидно!». Думаю, что подобные примеры и персоны есть и в других регионах, и нам следует объединить усилия хотя бы на информационном уровне.
Я рассчитываю и надеюсь, что это послание не оставят без внимания правильные депутаты, коих не так много (Валерий Рашкин, Николай Бондаренко, Мария Кожевникова), публицисты (Захар Прилепин, Михаил Делягин, Сергей Михеев), популярные актеры Алексей Серебряков, Мария Шукшина, Владимир Меньшов, председатель политической партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. К сожалению, в стране не так много персон, заслуживающих доверия. Лично я выделяю Сергея Степашина, Сергея Глазьева.
У меня нет иллюзии, будто в кратчайшие сроки можно повлиять на формирование общественного мнения в пользу решения насущных вопросов нашей сегодняшней жизни, как нет и действенных рычагов для принуждения чиновников к прекращению бесстыдного воровства, а властной элиты – к прекращению игнорирования мнения населения страны, выраженного его прогрессивной частью.
Тем не менее практически в ультимативном порядке хочу заявить депутатам разного уровня, партийным лидерам, представителям действующей власти о том, что педагогическое сообщество охватывает интересы 80% населения страны – это дети, подростки, молодежь, их родители, бабушки и дедушки. Впереди очередные выборы, и ваши пустые лозунги и обещания с трибун больше не прокатят. Если вы не предпримете реальных шагов для практического решения социальных проблем, в том числе очень конкретных, в образовательной сфере, мы не на вашей стороне.
Но от слов к делу, что мы можем сами? Вот наши плановые мероприятия на лето 2021 года, которые мы организуем на инициативной основе в порядке реализации авторского проекта «Дом путешественника (социального туриста) на озере Селигер»:
1. Окажем практическое содействие в инициативной организации активного совместного отдыха в первую очередь для семей социально уязвимых категорий (многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов, малообеспеченных), также активных инвалидов разного возраста. Кроме того, мы намерены содействовать любым инициативам, направленным на воспитание массовой культуры отдыха на природе и выполнение посильных природоохранных работ на территории природного заказника.
2. Мы настроены на проведение молодежного учебного семинара-сбора для подготовки руководителей походов со школьниками, организаторов активного отдыха и популяризации идеи формирования волонтерских отрядов общественных рейнджеров. Силами добровольцев установим памятный знак в береговой зоне на сохранившемся дзоте на линии обороны периода Великой Отечественной войны. Разработаем прогулочный пешеходный маршрут вдоль участка линии обороны. Полагаем, что в год восьмидесятилетия с начала Великой Отечественной войны это закономерно и уместно.
Какие результаты мы надеемся получить:реально организованный в период пандемии семейный отдых и оздоровление на природе малыми группами для социально уязвимых категорий;
– приобщение детей их родителями к активным формам отдыха, содействие личностному развитию, воспитание культуры поведения на природе, формирование навыков безопасного пребывания в полевых условиях, интереса к будущим профессиям геологов, военных, спасателей и др.;
– подготовка специалистов для сферы активного отдыха в природной среде и путешествий;
– обращение внимания властных структур на инициативно созданную действующую пилотную модель общественно- и частно-государственного объекта социально-педагогической сферы для трансляции (тиражирования опыта) по всей территории России.
Примечание. Полагаю, что мы не единственные в России, реализующие подобные программы без всякой поддержки, и это результат формализации и выхолащивания идеи конкурсов грантов и субсидий для НКО, а также недоверия частного бизнеса к заявленным подобным проектам. Очень надеемся на изменение ситуации в лучшую сторону.
Александр МИНДЕЛЬ, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный путешественник России, член Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Московской торгово-промышленной палаты, автор проекта «Дом путешественника (социального туриста) на озере Селигер»
Комментарии