search
main
0

19 лет спустя. «Остров» сменяет «Покаяние»

Более предсказуемого расклада национальная кинематографическая премия «Ника» не знала с тех пор, как в 1988 году на самой первой своей церемонии шесть первых статуэток отдала фильму Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Тогда это было по справедливости, и все бы удивились, если бы вышло по-другому: «Покаяние» – фильм-крик, фильм-сполох стал тогда водоразделом между вчера и завтра. По какому-то неведомому стечению обстоятельств шесть статуэток богини Победы на XX юбилейной церемонии тоже забрал фильм о покаянии – «Остров» Павла Лунгина.

Пару слов о самой церемонии, чтобы больше к теме изрядно полинявшей с годами формы не возвращаться, – излишне затянуто, подчас тоскливо, местами – агрессивно. Эльдар Рязанов, слагая с себя президентские полномочия и передавая атрибуты власти новому главе Академии, народному артисту Алексею Баталову, вдруг завел долгую речь о плачевном состоянии русского кино – необаятельного, безвкусного, незаинтересованного в проблемах «маленького человека». Номинантам, готовящимся с минуты на минуту выйти на сцену за, как им до сей поры казалось, заслуженной наградой, послушать этот монолог было поучительно. Поэт Дмитрий Быков прочитал сатирические куплеты о вреде любых премий – нашел ведь время и место. А узнав, что «Нику» в номинации «Открытие года» должен вручать не кому-нибудь, а своему нелюбимому режиссеру Ивану Вырыпаеву за фильм «Эйфория», просто убежал со сцены, оставив победителя в гордом недоумении. Страстно митинговал и режиссер Андрей Смирнов, правда, абсолютно справедливо уверяя присутствующих, что стоящего кино нынче куда больше, чем когда бы то ни было. Не обошлось и без традиционного капустника, на этот раз «катком проехавшегося» по приоритетным национальным проектам: «Министр Фурсенко заявил, что итогом реформирования системы высшего образования стало то, что отныне диплом можно купить не только в переходах метро, но и на любой автобусной остановке».

Ну и хватит о внешнем: куда интереснее, кого наградили, чем то, как это делали. То, что драма Павла Лунгина «Остров», представленная сразу в семи номинациях, соберет максимальное количество призов, никто не сомневался. Картина уже проделала этот «фокус» на «Золотом орле», а в последнее время, сколь громко бы ни кричалось об обратном, результаты двух премий друг друга в основном дублируют. Голосующие академики, как правило, – народ занятой, им некогда смотреть все фильмы-номинанты, поэтому свои предпочтения они, скорее всего, раздают по принципу «Х – хороший режиссер старой закалки, почему бы его не наградить, а кто такой молодой У, и что он там наснимал, я не знаю». «Остров» – безусловно, явление минувшего кинематографического года, но, как верно отметил актер Петр Мамонов, получая приз за лучшую мужскую роль, «мы просто честно делали свою работу и до сих пор не понимаем, откуда такой ажиотаж». А дело в том, что Лунгин, всегда очень тонко чувствующий настроение времени, просто в очередной раз угадал выигрышную тему. Обществу, внезапно задумавшемуся о душе, сегодня, как никогда, потребовалось нечто философское и назидательное. Отсюда и шесть из семи возможных призов – за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшие мужские роли первого и второго плана, лучшую работу оператора и звукооператора.

Сложись иначе карта звездного неба, куда серьезнее мог бы быть «улов» двух других фаворитов минувшего сезона – фильмов «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и «Живой» Александра Велединского. А так всего по одной «Нике» – за лучшую женскую роль второго плана Лии Ахеджаковой и за лучший сценарий Игорю Порублеву. Одна награда у «Многоточия» Андрея Эшпая – за лучшую женскую роль Юлии Симоновой. А вот за Бориса Хлебникова, снявшего очень остроумное социальное «Свободное плавание», обидно до слез. Заявленный сразу в четырех номинациях, он не получил ничего. Так же, как и Оксана Бычкова со своим романтическим «Питером FM» и Алексей Балабанов со столь не свойственным ему лиричным «Мне не больно».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте