Председатель Совета молодых педагогов Набережных Челнов Александр АЛЬМЕНЕЕВ в этом году стал одним из лучших учителей Татарстана, заняв на главном педагогическом конкурсе республики второе место. В интервью «МП» молодой профсоюзный активист и учитель истории средней общеобразовательной школы №35 рассказал, кому обязан своими успехами в карьере, почему современная школа нуждается в молодых педагогах и как он проводит уроки с помощью цифровых помощников.
Наш разговор состоялся на следующий день после трагедии в казанской гимназии №175, где от рук 19‑летнего стрелка погибли школьники и учителя, поэтому первый вопрос был закономерен…
– Александр, на ваш взгляд, что не так в нашем образовании, если вчерашние выпускники приходят в родную школу, чтобы убивать?
– Вопрос непростой, потому что я не знаю всей картины произошедшего. Однако как учитель истории вынужден в очередной раз повторить, что мы не учимся на ошибках! Еще не прошло и трех лет с момента массового расстрела в Керченском политехническом колледже. Тогда много говорили о том, что необходимо возложить охрану учебных заведений страны на Росгвардию, требовали повысить возраст для желающих владеть оружием и так далее, но ничего из этого не сделано. Очень надеюсь, что после казанской трагедии мы наконец перейдем от слов к делу.
Если говорить о воспитании наших детей, то да, что-то мы упускаем, раз молодые люди совершают такие преступления. Ответственность за воспитание лежит и на педагогах, и на родителях, но по факту получается так, что в какой-то момент дети остаются наедине со своими проблемами. Казанский стрелок ведь говорил страшные вещи, он возомнил себя Богом, ненавидит людей и называет их биомусором. Понятно, что такое отношение к миру у человека сформировалось не за один день, не за неделю. Кто должен был обратить на это внимание?!
Проблема есть, и она комплексная. Например, требует пересмотра работа психологической службы в школе. Очевидно, что один специалист на 600 учеников не может быть эффективен.
К 2022 году во всех школах должны появиться советники директоров по воспитанию. Сейчас идет эксперимент в нескольких регионах. Посмотрим, насколько этот институт будет полезен.
– Знаю, что вы работаете в школе шестой год. Быть учителем – ваша мечта детства?
– Не совсем. В моей семье инженеры, строители, поэтому о профессии учителя даже не задумывался. Но когда я учился в 10‑м классе, к нам в школу пришел потрясающий молодой педагог – учитель истории Марс Рафгатович Гафуров. Он стал моим классным руководителем, а затем и наставником по жизни, в профессии.
Как-то он попросил меня помочь однокласснику подтянуть знания по истории. Я с энтузиазмом взялся за дело, мы занимались две четверти. В результате одноклассник успешно сдал экзамен, а я окончательно определился с выбором профессии. Поступил в Набережночелнинский государственный педагогический университет, на третьем курсе пришел в родную школу на практику и остался здесь работать.
– Не жалеете?
– Наоборот, счастлив, что стал учителем, и сейчас призываю всех выпускников педагогических вузов приходить работать в школу. Я вижу, как дети нуждаются в молодых педагогах, которые по возрасту недалеко ушли от школьников, они нам доверяют. Особенно не хватает учителей-мужчин. К сожалению, сегодня, по статистике, на десять женщин-педагогов приходится всего один мужчина, а ведь без них школа напоминает неполную семью. У учеников перед глазами нет модели мужского поведения. Не у кого учиться галантному отношению к женщине, умению держать слово, особенно если мама воспитывает ребенка в одиночку.
– На ваш взгляд, почему мужчины неохотно идут в учителя? Это связано с уровнем заработной платы?
– Это одна из причин. Когда в 60‑е годы жалованье учителям подняли до 120 рублей в месяц, а инженеры тогда получали 96 рублей, в школах сразу выросло количество педагогов-мужчин. Сегодня средняя зарплата в нашей школе 33 тысячи рублей. При этом нужно учесть, что многие работают на две ставки. Так что судите сами… Я, например, вынужден подрабатывать, преподаю еще в университете.
– Наслышана, что вы и в армии успели отслужить. Причем это был ваш осознанный выбор…
– Говорят, что армия – школа жизни, которую обязан пройти каждый мужчина. И я полностью согласен с этим. Вопрос, идти или не идти в армию, в нашей семье не стоял никогда, все мужчины отдали свой воинский долг. Служил я на Черноморском флоте, в городе Севастополе. Мне как учителю необходимо было показать пример мальчишкам, которых я учу.
– Какие отношения у вас с учениками? Что обычно вы говорите детям, когда приходите в незнакомый класс на первый урок?
– Ничего необычного, как все, стараюсь наладить с ребятами добрые, искренние отношения. Считаю, что ученики должны доверять педагогу. С первого урока прошу не стесняться высказывать свою точку зрения, всегда даю право на ошибку, учу тому, что ошибаться можно, ведь только так рождается истина.
Я считаю, что каждый человек, в том числе и учитель, должен уметь признавать свои ошибки, уметь публично извиниться перед учеником, если не прав. У меня были такие моменты, и они только укрепили отношения с классом.
– Около двух лет назад в Набережных Челнах была череда скандалов, связанная с видеороликами, демонстрирующими школьные конфликты. Ученики выкладывали в соцсети неприятные видео, записанные на уроках. Чтобы оградить педагогов от провокаций, в некоторых учреждениях образования даже запретили использование мобильных телефонов во время занятий. Вы разрешаете своим ученикам гаджеты?
– На своих уроках я стараюсь вообще не использовать запреты, так как это всегда имеет обратный эффект. Не вижу ничего плохого, если ребята пользуются мобильным телефоном или ноутбуком. Главное, чтобы гаджет помогал учиться, осваивать новую информацию. Например, предмет «История» имеет специфику – практически каждый урок новая тема. В усвоении материала ученикам помогают чат-боты, которые я сам создаю. Школьникам очень нравятся такие цифровые помощники, они с удовольствием этим пользуются и даже сами разрабатывают чат-боты в рамках проектной деятельности.
– Какие исторические периоды сегодняшним школьникам интересно изучать, а какие вызывают у них затруднения?
– Если говорить об истории России, то, по моим наблюдениям, их не очень интересует древность. Старшеклассникам нравится история XX века, особое внимание молодежи приковано к развалу СССР, очень трепетно подростки относятся к периоду Великой Отечественной войны. Важно, что ребята интересуются своими предками, воевавшими на фронте, ищут о них информацию на специализированных порталах, с удовольствием участвуют в акциях памяти.
– Александр, с какой исторической личностью вы себя ассоциируете?
– Никогда не задумывался над этим (улыбается). Но есть современники, которые меня восхищают. Одна из них – известный на весь мир искусствовед Ирина Антонова, для которой дело и принципы были важнее всего остального. Ирина Александровна более полувека возглавляла Пушкинский музей и покинула свой пост только в 91 год, при этом оставаясь президентом музея. К сожалению, в прошлом году на 99 году жизни она скончалась от осложнений, вызванных коронавирусом. Для меня этот человек – пример работоспособности, безупречного вкуса и мужества.
– Вот уже пять лет на общественных началах вы руководите Советом молодых педагогов при городской профсоюзной организации работников образования. Какова миссия совета и приносит ли эта работа вам удовлетворение?
– Прежде всего Совет молодых педагогов помогает специалистам, которые приходят работать в образовательные учреждения после вуза или колледжа, адаптироваться, занимается их профессиональным становлением. Я считаю, что это очень важно, так как сам не так давно был на месте вчерашних выпускников.
Например, у нас есть традиция посвящения в профессию. В начале октября, накануне Дня учителя, все начинающие педагоги города собираются вместе, мы проводим для них торжественную церемонию, мастер-классы, а главное – знакомим друг с другом и даем возможность пообщаться. Опыт показывает, что учителям, отработавшим первые 4-5 недель в школе, просто необходимо выговориться, поделиться эмоциями.
Немаловажно, что на таких встречах молодые педагоги узнают о социальных гарантиях, которые им предоставляет профсоюз, о возможности взять социальную ипотеку, о том, какие дополнительные выплаты положены молодым специалистам от властей города и республики. Много обучаем практическим вещам: как написать заявление на доплату, как разобраться в расчетном листке по заработной плате.
В течение года мы проводим различные мероприятия методического, культурно-развлекательного, спортивного характера. В этом нам помогает Набережночелнинская городская организация Профсоюза образования.
Над нашими проектами работает большая команда Совета молодых педагогов, поэтому с уверенностью могу сказать, что и удовлетворение, и результат от работы есть. Если говорить профессиональным языком, в последние два года «закрепляемость» молодых педагогов в образовательных организациях Набережных Челнов близка к ста процентам – увольняются только в связи со сменой места жительства или карьерным ростом.
Нужно отметить, что молодые педагоги, которые желают развиваться и активно участвуют в проектах совета, быстро поднимаются по карьерной лестнице, становятся директорами школ, лучшими учителями в своих городах, в республике.
Лично я могу сказать, что своим успехом на конкурсе «Учитель года Республики Татарстан»-2021 обязан участию в различных всероссийских, республиканских и городских педагогических школах, которые регулярно проводит Профсоюз образования.
Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА. Фото пресс-службы Министерства образования и науки Республики Татарстан
Наше досье
Александр Геннадьевич Альменеев – председатель Совета молодых педагогов города Набережные Челны, учитель истории школы №35, призер республиканского конкурса «Учитель года»-2021. Профсоюзный активист со студенческой скамьи. Александр не любит тратить время впустую. Его жизненный принцип: «Учись новому каждый день». Коллекционирует монеты, плавает, катается на велосипеде, любит классическую литературу. В детстве мечтал стать машинистом поезда.
Комментарии