Башкирский реском Общероссийского Профсоюза образования и Министерство образования и науки Республики Башкортостан подписали Отраслевое соглашение на 2021-2023 годы. О том, как шла работа над документом и какие социально значимые нормы в нем присутствуют, мы беседуем с председателем республиканской организации профсоюза Светланой ПРОНИНОЙ.
– Светлана Николаевна, Отраслевое соглашение, по сути, служит «дорожной картой» в построении слаженной совместной работы с Министерством образования и науки РБ и является важнейшим документом для работников отрасли. Как проходила его подготовка?
– Новое соглашение стало еще одним правовым актом, определяющим согласованные позиции сторон социального партнерства по обеспечению стабильной и эффективной деятельности образовательных организаций, защите социальных, трудовых, профессиональных прав и интересов работников отрасли, а также студентов профессиональных образовательных организаций.
Для подготовки соглашения была создана рабочая группа из специалистов и руководителей рескома профсоюза и министерства. Работа над ним была непростой, по ряду вопросов возникали значительные разногласия, но в результате переговоров все они были урегулированы. На основе взаимных согласований и обсуждений был выработан проект документа, который в принципе удовлетворяет и нас, и работодателей, полномочным представителем которых является министерство.
Структура соглашения в основном сохранена. Однако изменился сам подход к его формированию. Мы постарались исключить положения, дублирующие статьи Трудового кодекса РФ, сократить так называемую теоретическую часть и больше внимания уделить вопросам, которые непосредственно касаются защиты социальных прав и интересов членов профсоюза – работников и студентов.
– Насколько изменилось новое соглашение по сравнению с предыдущим?
– Прошлое республиканское соглашение сыграло важную роль в решении многих социально-экономических проблем работников отрасли. По результатам анализа эффективности региональных соглашений, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования, Башкирское отраслевое соглашение занимало лидирующие позиции в стране.
Поэтому мы удовлетворены тем, что в новом соглашении сохранены все льготы и гарантии работникам, которые действовали ранее. Кроме того, в документ включено значительное количество новых положений и мер социальной поддержки, в том числе рекомендованных федеральным Отраслевым соглашением. Отрадно, что мы видели большую заинтересованность в этом и республиканского Министерства образования и науки.
Конечно, наибольшее внимание уделено вопросам, непосредственно касающимся трудовой деятельности работников. Это, например, порядок и условия дистанционной работы; сокращение избыточной отчетности педагогов; порядок установления учебной нагрузки руководящим работникам.
Подробно освещен раздел «Рабочее время и время отдыха», в котором прописаны положения, требующие дополнительной регламентации, например установление сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям работников учреждений для детей с туберкулезной интоксикацией. Также в новом соглашении отражена недопустимость принуждения педагогических работников к сдаче различного вида тестов, экзаменов с целью проверки уровня компетенций вне рамок аттестации и др.
– Вопросы оплаты труда являются, наверное, самыми актуальными для педагогов. Какое внимание в соглашении уделено им?
– В новом соглашении подробно изложен раздел оплаты труда, причем особое внимание уделено тем положениям, которые наиболее часто нарушаются в образовательных организациях. Речь идет об изменении размеров и условий оплаты труда, установлении стимулирующих выплат педагогам, особенно за результативность и качество профессиональной деятельности, доплат за работу, не входящую в должностные обязанности учителей, за интенсивность труда и др. Важно, что сохранены размеры доплат за работу в ночное время (50%) и за вредные условия труда (15%).
Также мы подробно осветили вопросы, не урегулированные действующим законодательством. К ним относятся, например, вопросы оплаты труда учителей малокомплектных общеобразовательных учреждений, в которых ученики начальных классов объединяются в классы-комплекты; организация регулярного сопровождения обучающихся до места расположения школы и обратно и оплата этих обязанностей; установление доплат за сложность и напряженность труда педагогам, работающим в классе (группе), где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в новом соглашении прописаны особенности и условия установления доплат за увеличение объема работ при превышении нормативной наполняемости классов, групп. Особое внимание в документе уделено стимулированию труда работников из числа административно-управленческого и иного персонала, которые ведут и учебную нагрузку, например руководителей, библиотекарей, лаборантов и других сотрудников, которые по должности не относятся к категории педагогических работников.
В соглашение включен важный пункт об обязанности работодателя информировать работников об источниках, системе, порядке и условиях оплаты труда. Эту норму необходимо прописать в коллективных договорах образовательных организаций. Это важно для профилактики социальной напряженности в учреждениях, связанной с недостаточной информированностью трудовых коллективов и профсоюзного актива в вопросах оплаты труда, особенно в том, что касается стимулирующих выплат за результативность и качество профессиональной деятельности.
– Молодые специалисты – та категория работников, которая традиционно нуждается в поддержке. Что для них предусмотрено соглашением?
– В новом соглашении представлен раздел «Гарантии молодым специалистам», который включает дополнительные гарантии в оплате труда, другие меры материальной и иной поддержки молодых специалистов. Так, в документе закреплено, что гарантии молодого специалиста действуют в течение трех лет со дня заключения им трудового договора с образовательной организацией по основному месту работы, а не с момента окончания учебы в вузе или колледже.
Соглашением оговаривается, что статус молодого специалиста также распространяется на работника, имевшего трудовой стаж до завершения обучения.
Отдельный пункт определяет условия и порядок предоставления молодым специалистам единовременной стимулирующей выплаты, так называемых подъемных. Например, если молодой специалист по каким-то причинам не получил подъемные в год поступления на работу – не было средств или работодатель «забыл» издать приказ, – эта выплата должна быть произведена в последующем.
– Есть ли в соглашении разделы, посвященные членам профсоюза?
– В соответствии с законодательством соглашение распространяется на всех работников, но в документе есть раздел, который касается только членов профсоюза. В нем прописаны льготы и гарантии, которые предоставляются за счет профсоюзных средств.
Это материальное и моральное поощрение победителей и лауреатов различных конкурсов профессионального мастерства, оздоровление членов профсоюза и членов их семей, правовая поддержка, многочисленные консультации, обучение и многое другое.
Например, реском профсоюза проводит обучение целевых групп (от резерва руководящих кадров и молодых специалистов до профсоюзного актива) по определенным программам переподготовки, в том числе с предоставлением соответствующих сертификатов. Профактив – это колоссальный ресурс нашей организации, и поощрение членов профсоюза является важным направлением работы рескома.
При несчастных случаях на производстве реском берет на себя обязательство материальной поддержки семьи пострадавшего члена профсоюза в размере 10 МРОТ. Также для членов профсоюза создан кредитный союз «Образование», где они на льготных условиях могут взять краткосрочные и долгосрочные ссуды. Ежегодно около 700 человек пользуются этой возможностью.
– Какие еще важные моменты освещены в соглашении?
– Поскольку федеральное отраслевое соглашение в полной мере не регулирует все вопросы аттестации педагогов, раздел «Аттестация педагогических кадров» в нашем документе представлен очень подробно, особенно в части оплаты труда работников по результатам аттестации.
Так, один из пунктов соглашения рассматривает возможность распространения оплаты труда по имеющейся квалификационной категории по одной должности на оплату работы по другой должности. Например, в случае, когда учитель с действующей высшей квалификационной категорией из школы приходит работать в детский сад воспитателем. Категория с должности «учитель» не распространяется на должность «воспитатель», и работник теряет 55%-ную доплату. Но соглашение дает возможность сохранить ее за работником.
Раздел «Охрана труда и здоровья» включает важные вопросы, касающиеся процедуры управления профессиональными рисками, заключения соглашений по охране труда, возврата части сумм страховых взносов образовательными учреждениями (до 30%), организации обучения работников и работодателей вопросам охраны труда и др.
Это лишь некоторые положения соглашения. Другие нормы, регулируемые документом, не менее важны в решении вопросов социальной защиты работников. И, главное, на его основе будут заключены соглашения в городах и районах республики и коллективные договоры в образовательных учреждениях.
Надеемся, что совместная работа профсоюзов и органов управления образованием, работодателей как социальных партнеров позволит и в дальнейшем эффективно выполнять нашу основную задачу – улучшать качество жизни и условия труда работников образования.
Артур СУНАГАТУЛЛИН
Комментарии