Как провести педагогический фестиваль? Надежный рецепт: позвать друзей, получить поддержку регионального органа управления образованием и региональной организации Общероссийского Профсоюза образования. Именно таким путем пошли на Кубани. Спасибо Сергею Даниленко, председателю Краснодарской краевой организации профсоюза, который откликнулся на нашу идею и пригласил для проведения форума на оздоровительную базу «Рассвет» в Геленджике. Профсоюз также оплатил спикерам командировочные. Институт развития образования Краснодарского края обеспечил необходимым оборудованием и техникой, спасибо ректору ИРО Татьяне Гайдук.
И вот долгожданная встреча на берегу Черного моря. Нам удалось объединить на одной площадке лидеров конкурсного движения – победителей «Воспитателя года», «Педагогического дебюта» и «Учителя года», а также участников конкурсов «Черук» и «Учитель будущего».
Получилась очень интересная и вкусная «солянка». Что думают об увиденном и услышанном участники, мы выясняли при помощи анонимных анкет. Фрагменты из них я привожу в этой статье.
Одна из участниц отметила: «Признаюсь, я ни разу не участвовала в конкурсах педагогического мастерства. Благодаря этому мероприятию у меня появилось желание выступить, посоревноваться, и я теперь даже представляю структуру моего выступления».
Для фестиваля было подготовлено несколько треков, которые могли посетить все желающие. Темы самые насущные и актуальные: «Метапредметное погружение», «Физики и лирики. Интеграция – основа фундаментальности знаний», «Электронные ресурсы – эффективные помощники учителя», «Учитель – «души даритель», «От формального образования к ориентированному».
В вечерней части программы – конференция в стиле TED, на которой абсолютные победители конкурсов и участники фестиваля обменялись мнениями по актуальным проблемам современной школы: знания или навыки? Урок или неформальное образование? Предмет или метапредметность? Дискуссия получилась живой, интересной, сняла многие вопросы, накопившиеся у коллег.
Вот отзыв еще одного участника марафона: «Фестиваль расширяет кругозор учителя, помогает посмотреть на себя со стороны, спросить себя: «Чего мне не хватает? Что я готов взять для своей работы? В правильном ли направлении двигаюсь?» Я понял, что мне есть чему поучиться у мэтров, увидел свои цели развития.
Очень много находок, приемов взял на вооружение как от опытных, так и от молодых коллег. На этом фестивале произошла моя перезагрузка. Я полон вдохновения, хотя в последнее время мне казалось, что оно меня покидает. Не понравилось только то, что очень быстро пролетело время!»
На фестиваль съехались педагоги со всех районов края. В первый день их приветствовали молодые, но уже опытные и, конечно, талантливые коллеги. Анастасия Быстрюкова, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2020, показала красивый мастер-класс, на котором участники в формате мадбординга создали целевой экран фестиваля. Ангелина Тимирова, абсолютный победитель конкурса «Педагогический дебют»-2020 из Республики Башкортостан, за несколько минут показала педагогам, как можно оформить страничку в социальных сетях и использовать ее в своей профессиональной практике.
В очередной раз покорил высоким мастерством Михаил Гуров, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2020 из Ростова-на-Дону. Сложнейшую науку математику он представил так, что всем участникам она стала близкой и понятной. Это под силу только волшебнику! О визуализации содержания и повышении познавательной активности учеников рассказала Ирина Фоменко, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009 из Ставропольского края.
О литературных хитросплетениях, метаморфозах и ниточках, за которые нужно потянуть, чтобы стали понятны многослойные поэтические намеки, поведала Ирина Саутина, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020 из города Салавата Республики Башкортостан.
«Дорогие коллеги, всем спасибо за это волшебное время, проведенное на фестивале. Здорово, что в нашем образовании такие творческие, позитивные, активные, креативные, целеустремленные педагоги. Увезла с собой в Сочи море новых знаний и идей, океан эмоций. Вы лучшие!» – еще один отзыв из нашей анкеты.
Открытием для участников фестиваля стали два мастер-класса абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2017 Александра Шагалова. Как тонко и изящно он преподнес сложные вопросы соотношения формы и содержания в поэзии! Мы погрузились в биографии великих русских писателей и поэтов, почувствовали биение их сердец благодаря тому, что смогли услышать их голоса из богатой фонотеки Александра.
«Хотелось заглянуть в будущее, найти смыслы в профессии, активизировать свои ресурсы. Все удалось, все случилось. На этой встрече я словно увидела себя в зеркале. Увидела свое плохое и хорошее отражения. Много над чем нужно продолжать работать. Я благодарю организаторов за то, что душевно очистилась, зарядилась на дальнейшую работу», – очень искренний анализ фестивального настроения и состояния.
За три дня на фестивале педагоги провели 36 мастер-классов, приняли участие в разработке шести проектов, обсудили атрибуты современного урока, познакомились с книгой Шалвы Амонашвили «Оценки», которую на своих страницах публикует «Учительская газета».
Зачем нужен такой фестиваль, размышляет в анкете участник: «Подобные форумы помогают создавать новые идеи. Учителя вдохновляются мастер-классами, черпают новые методики, знакомятся с приемами и изюминками, которые в дальнейшем могут применять на своих уроках и во внеурочной деятельности. А главное – эти мероприятия помогают избежать эмоционального выгорания!»
Очень интересными были выступления учителя года Кубани-2021 Полины Фоминой «Эмоции в литературных произведениях», учителя физики Ерванда Назаряна «Физические фокусы на уроках», учителя года Кубани-2020 Ирины Марюхиной «С кириллицы на латиницу», победителя краснодарского краевого конкурса «Педагогический дебют» Анастасии Кулибаба «Цифровые инструменты на уроках истории», лауреата краевого конкурса «Педагогический дебют»-2020 Юлии Яковлевой «Дискуссионные игры с использованием класса-трансформера», учителя года Кубани-2019 Галины Мирной «Использование QR-кодов и AR-приложений в урочной и внеурочной деятельности».
На закрытии фестиваля, а оно проходило как неформальное образовательное событие, каждый участник мог выразить свое отношение к мастер-классам и мероприятиям, выбрав визуализацию, облако тегов, инфографику или просто ответив на три вопроса: зачем, что и как?
«В окружении счастливых людей, подаривших душу своей профессии, прошли эти четыре дня. С чего начинается счастье? Я убеждена, с любви! Бесценны уроки любви к детям от Шалвы Амонашвили, которые сопровождали нас все это время. Нельзя выразить словами трепет, переполняющий мое сердце. Спасибо за прекрасные моменты, сотканные из любви, взаимопонимания и радости! Пусть такие встречи станут доброй традицией», – написала Анна Прошлякова, учитель русского языка и литературы из Анапы. И с ней не поспоришь!
Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, доцент кафедры управления образовательными системами и кадровым резервом Института развития образования Краснодарского края, учитель года Кубани-2000
Комментарии