Современная Россия все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству. Работа по развитию молодых талантов – необходимый элемент модернизации страны.
В этой связи столь серьезное внимание уделяется развитию интеллектуальных, творческих способностей детей. На эти цели ориентировано одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ее раздел о системе поддержки талантливых детей.
Раскрытие и реализация способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как отдельной личности, но и для общества в целом. Именно с этой целью в Магаданской области создан Центр по выявлению и сопровождению одаренных детей. Территория области огромна. Большие расстояния между столицей региона и поселковыми учебными заведениями требуют внедрения разнообразных форм работы.
В рамках реализации национального проекта «Образование», федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда» в образовательном центре «Одаренные дети» при Институте развития образования и повышения квалификации педагогических кадров началась работа по созданию дистанционной образовательной площадки в Магаданской области.
В мае 2020 года в Ольском городском округе были проведены онлайн-конференции и в течение трех дней состоялось 10 онлайн-уроков. В июне дистанционную образовательную площадку включили в программу Министерства образования «Умное лето». Стали проводиться онлайн-уроки по следующим предметам: русский язык, математика, английский язык (для 1-11‑х классов), история, обществознание, информатика, биология (для 5-11‑х классов), профессиональная ориентация (для 8-10‑х классов), окружающий мир (для 1-4‑х классов).
Уроки вели преподаватели из Магаданской и Новосибирской областей. Расписание занятий создавалось еженедельно и размещалось на сайте ИРО и Министерства образования. В течение июня состоялось 222 урока.
В связи с многочисленными обращениями родителей было принято решение о продолжении реализации проекта. Уникальность его состоит в том, что к проведению уроков привлекались творческие учителя, на уроках использовались разнообразные формы работы, повышающие мотивацию детей к учебе. Все уроки проводились для ребят бесплатно. В течение июля было проведено 152 урока. За два месяца удалось охватить 936 детей, что является существенным показателем.
Данная программа продолжила свою работу в следующем году – с середины февраля по 23 апреля 2021 года. Был расширен спектр предметов. Учебой было охвачено около 3 тысяч мотивированных детей. В большой онлайн-школе работали преподаватели ведущих вузов Москвы, педагоги Самары, Новосибирска, Перми, Магаданской области. Таким образом, были созданы условия для развития способностей юных дарований независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Считаю, что вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. Ведь проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека.
Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Работа региональной дистанционной образовательной площадки ставила перед собой задачи по поддержанию мотивации к обучению, развитию познавательных интересов, творческих способностей у детей.
Денис ДОМРАЧЕЕВ, руководитель регионального образовательного Центра «Одаренные дети», Магадан
Комментарии