search
main
0

Поколение альфа любит не только гаджеты

Проблемы воспитания обсудили на Всероссийском форуме по вопросам дополнительного образования детей

Удивительное свойство времени – иногда всего час скучнейшего совещания кажется нам вечностью. А несколько дней в Волгограде, посвященных системе дополнительного образования детей, вопросам воспитания внутри этой системы, ее звездам – педагогам, методистам, руководителям, – пролетают как один миг. Миг, подаривший ценнейший опыт, необыкновенные эмоции, свежие идеи, друзей и соратников. Одновременно этот миг был насыщен до предела, словно сжатая пружина, которая содержит огромное количество энергии. Именно поэтому рассказать в одной статье обо всех событиях 11-15 мая в Волгограде, инициированных Общероссийским Профсоюзом образования, не получится. Начнем с форума «Развитие системы дополнительного образования детей – путь к обновлению практик воспитания всесторонне развитой личности». В следующем номере мы продолжим эту тему, а также вас ждет репортаж о финале VI Всероссийского профессионального конкурса «Арктур».

Повод для гордости

Конкурс «Арктур» и форум стоило проводить уже только ради того, чтобы громко и позитивно сказать веское слово о дополнительном образовании. Выступая на открытии форума онлайн, заместитель министра просвещения Денис Грибов напомнил: «Дополнительное образование обязано максимально быстро и гибко отвечать на возникающие запросы ребенка, подстраиваться под меняющиеся условия социально-экономического развития в стране и в мире. Для этого необходимы грамотно выстроенная управленческая, организационная, кадровая, инфраструктурная система, которую мы создаем совместными усилиями с отраслевыми, федеральными и региональными, местными ведомствами».

Татьяна КУПРИЯНОВА

Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова отметила, что уже второй год тема форума – воспитание. О нем говорили и в прошлом году, когда это важное мероприятие прошло в Сети. И хотя оно прошло удачно, все получилось, все-таки и профсоюз, и Министерство просвещения, и гостеприимные хозяева – администрация Волгоградской области – решили, что разговор о воспитании требует очного формата.

Заместитель губернатора области Зина Мержоева объяснила это в одной фразе: «Сегодня воспитание – стратегическое направление не только сферы образования, но и всей социальной сферы». И добавила: «Главная задача воспитания – раскрытие личности ребенка, а лучше всех это делают специалисты системы дополнительного образования».

Зина МЕРЖОЕВА

Зина Османовна гордится системой дополнительного образования региона и, в частности, обновленным Детско-юношеским центром Волгограда (ГДЮЦ), на базе которого в начале года прошел финал Всероссийского конкурса «Учитель года России», а нынче состоялось главное событие для системы дополнительного образования страны: «Здесь образцовая модель дополнительного образования. Сегодня в ГДЮЦ занимаются 5300 детей. Нам есть что показать коллегам, и мы очень хотим поучиться. Мы рады гостям и профессиональному диалогу».

Интервью, которое председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина дала в кулуарах ГДЮЦ местному телевидению, словно первое выступление на форуме: «Дополнительное образование – это не просто получение каких-то дополнительных навыков. Это получение жизненных ориентиров. Сегодня наряду с коллективными практиками, приобщением к общему делу, существуют практики индивидуальные, потому что становление молодого человека – это всегда индивидуальная траектория. Как научить молодого человека жить в партнерстве, в дружбе, в товариществе, при этом выбрать свою, особую дорогу в жизни?»

Воспитание со смыслом

Сергей КОСАРЕЦКИЙ

Тот же вопрос – о соотношении индивидуального и коллективного в воспитании – поставил и спикер форума, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Высшей школы экономики Сергей Косарецкий: «С одной стороны, мы говорим о воспитательном потенциале коллектива, но одновременно говорим о том, что важно учитывать индивидуальные интересы, особенности ребенка. Не войдет ли задача индивидуализации в противоречие с задачами формирования личности, которая готова жить в разных сообществах, учитывать интересы другого, в каком-то смысле сдерживать свой успех во имя благополучия сообщества? Как нам обеспечить здесь баланс?»

На этот вопрос, как и на другие вопросы, которые Сергей Геннадьевич поставил во время своего выступления, найти ответы непросто. Но эти проблемы уже сегодня стоят перед педагогами, а значит, задумываться о них придется.

– Нужно ли нам формализовать воспитательную работу в организациях дополнительного образования через разработку документов, а значит через обязательства, неизбежный контроль?

– Как нам эффективно соорганизовать ресурсы с точки зрения конкретного ребенка, как нам не конкурировать за время и силы ребенка? Каждый – детские общественные объединения, школа, организации дополнительного образования – идет со своими решениями, связанными с воспитательной работой. С одной стороны, это хорошо. Возникает кокон, которым окружен ребенок. Но во многих случаях это ограничивающие, а порой дублирующие ресурсы.

– Как нам учесть особенности нового поколения, как нам не оглядываться исключительно назад, на традиции воспитания, двигаясь вперед и понимая, что дети другие, поколение другое? Причем существенна не только тема присутствия в Сети, в информационном пространстве, но и тема негативного психологического состояния подрастающего поколения – рост депрессий, тревожных расстройств, аутизма, психосоматических расстройств…

Важный вывод: сверху готовые рецепты и решения, скорее всего, не придут. Надо ставить вопрос о самоорганизации профессионалов на местах, обмениваться лучшими практиками. То есть проводить форумы, подобные тому, который организует Общероссийский Профсоюз образования.

Михаил РОЖКОВ

«Воспитание со смыслом» – так назвал свою лекцию научный руководитель Всероссийского центра развития художественного творчества детей и гуманитарных технологий Михаил Рожков. Отыскивая смыслы, важно понимать, какие они, современные дети, и чего ждут от образования вообще и дополнительного образования в частности.

«Сегодня пришло новое поколение – альфа, они рождаются уже с гаджетами в руках. Эти дети любят учиться, но только если им интересно. У них проблемы с концентрацией. Зато они быстрые, энергичные, точно знают, где найти нужные данные. Дети готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Ждут, что их будут слышать и слушать. Современные дети ищут в дополнительном образовании новое поле для самореализации, возможность удовлетворить свои интересы.

Самое главное в воспитании – саморазвитие. Ребенок не изменится, если не захочет измениться. Он изменится только тогда, когда у него появится мотивация к саморазвитию.

Воспитание свободного человека – создание условий для внутреннего раскрепощения. Нам важно сопровождать в дополнительном образовании три выбора ребенка. Первый выбор – профессиональный: кем быть? Второй – социальный: с кем быть? И третий выбор: каким быть и как прожить жизнь?»

С Михаилом Иосифовичем согласен Николай Михайлович Борытко, проректор по воспитательной работе и молодежной политике Волгоградского государственного университета: «Дополнительное образование – это собственный мир ребенка. То, что он выбрал, и то, что ему хочется. А не то, что предписано ФГОС и другими важными документами. Собственный мир ребенка, в котором взрослый – проводник, мастер, наставник, но никогда не погонщик, не надсмотрщик, не ментор».

Как всегда, глубокий доклад представила ректор Института развития образования Ярославской области Ангелина Золотарева. Его надо слушать целиком, ведь тема наиважнейшая для любой организации дополнительного образования – обзор лучших личностно ориентированных воспитательных практик.

Но ограничусь вот таким перечислением трендов воспитания и социализации детей в дополнительном образовании:

– использование потенциала неформального и информального образования;

– интеграция и сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования;

– реализация индивидуального образовательного маршрута;

– создание инклюзивной среды;

– создание личностно развивающей образовательной среды;

– цифровизация, использование потенциала электронного обучения;

– открытое образование;

– геймификация – введение образовательных игр;

– раннее профессиональное образование.

Важное замечание сделала Ангелина Викторовна: «Мы умеем работать с предметным результатом, худо-бедно начали работать с метапредметным результатом, учим детей коммуникации, информации, развиваем их мотивацию и так далее, а с личностным результатом проблема…»

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте