search
main
0

Ориентиры в VUCA-мире

Сегодня трудно предугадать, каковым будет карьерный путь человека. На панельной дискуссии, состоявшейся в рамках V Санкт-Петербургского международного форума труда, тема изменений в мире профессий стала одной из главных. Эксперты рассуждали о том, как профессионально ориентировать школьников в VUCA-мире и могут ли в этом помочь существующие современные методики и практики.

Как заметила вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, вопросы профессионального самоопределения стали острыми задолго до коронавирусного года, который многие специалисты считают рубежным. Проблемы у современного рынка труда уже были, потому что идет стремительная смена технологий, умирают целые отрасли, появляются новые профессии.

Многие эксперты не сомневаются, что сегодняшним школьникам в течение жизни придется менять приоритеты деятельности как минимум пять раз. Каким же образом тогда профориентировать детей?

Как сказал директор Департамента новых образовательных технологий и проектов для детей и молодежи Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Андрей Мельников говорит, что профориентация – это, конечно, взгляд в будущее, но каков будет рынок труда через 40-50 лет, спрогнозировать невозможно. Кроме того, если вести речь о парадигме быстрых перемен, то здесь тоже возникают сложности.

Например, чтобы стать серьезным специалистом в research and development (научно-исследовательское и опытно-конструкторское подразделение в компании), нужно получить фундамент, сопоставимый с образованием врача. Однако, с одной стороны, никто не понимает, что будет через 15 лет в высокотехнологичной индустрии, с другой стороны, 15 лет надо учиться, чтобы стать высококлассным специалистом.

Возможно, решение будет найдено в таком подходе в обучении, как T-подобный профиль навыков (T-shaped skills). Т-образные люди – это специалисты, которые имеют широкий разноплановый опыт и умения.

На взгляд директора пензенского «Кванториума НЭЛ» Дениса Тимирбаева, лучший способ предсказать будущее – это создать его. Поэтому юных кванторианцев учат задавать вопросы, не стоять на месте. Развитие должно быть постоянным. Кроме того, чтобы ребенок получил ответы на свои вопросы, нужна ситуация профпробы.

По словам директора Института педагогики СПбГУ члена-корреспондента РАО Елены Казаковой профессиональные пробы – это возможность выбрать дело по душе. А помочь в этом могут представители самых разных профессий. В качестве примера спикер привела петербургскую программу «Город мастеров». В рамках программы ребята, проходя через самые разные мастерские, погружаясь в профессиональную среду, знакомятся с уникальными специалистами. Такого рода комплексные программы – самая действенная профориентация, уверена эксперт.

Как дополнила Ирина Потехина, в Петербурге внедряется программа для школьников «Профстарт», где ребята целым классом могут пройти профессиональную «примерку». Как отмечают педагоги, в результате подобной профессиональной пробы у ребят резко возрастает интерес к тому или иному предмету.

Таким образом, «профпримерка» становится сильным предметным мотиватором. И, конечно, огромную роль в будущем профессиональном становлении школьника играет система дополнительного образования. Именно здесь он получает понимание того, нравится ему или не нравится заниматься тем или иным делом.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте