Не ошибусь, если предположу, что дети – зеркало общественно-политической системы, в которой они взрослеют. Во всем мире и для всех поколений дети не только цветы жизни, но и сосуд, который необходимо наполнить знаниями о том, что узнал о жизни сам. Старшее поколение всегда заботило то, как передать свой социальный опыт тем, кто идет вслед за ним. В известном смысле старшие поколения, ставя высокие цели, экспериментируют на младших, а эксперимент – всегда риск. История знает ему цену.
Младшие братья скаутов
Старшими братьями советских пионеров были скауты, зарубежные братья «британского розлива». Первые скауты появились в 1907 году, а пионерская организация в Стране Советов – 15 лет спустя, в 1922‑м. Младшие обычно во всем подражают старшим. Вот и пионеры всего мира свою атрибутику переняли у скаутов, наполнив это детское движение своей идеологической начинкой.
Скауты (не ведая того) стали родоначальниками самого многочисленного пионерского движения. Судите сами. Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. А за все время существования Всесоюзной пионерской организации имени Ленина в ее рядах побывали более 210 млн человек.
Но на пионерах и скаутах свет клином не сошелся. Какие еще детские движения популярны в мире? Что мы о них знаем? Увы, немного. Как-то не принято…
Детское движение «4‑Н» («4‑«эйч»), например, о котором у нас почти ничего не знают. Не знают, потому что особенно-то и не интересовались, подразумевая, что все, что made in the USA («сделано в США»), обязательно вредно и чуждо российской ментальности. Зря. Полезный опыт вне политики, тем более когда речь идет о детях. Недаром опыт 4‑Н распространился и прижился в 80 странах мира.
Название организации, о которой идет речь, – аббревиатура от четырех слов, начинающихся с одной английской буквы – «H» («эйч). 4‑Н. Расшифруем: Heard – Heart – Hands – Health («голова – сердце – руки – здоровье»). Никакой мистики. Все очень просто. Моя голова ясно мыслит. Мое сердце преданно. Мои руки многое умеют. Мое здоровье принадлежит мне, моей организации, стране и миру.
Собственно, как в клятве 4‑Н.
Я клянусь более ясным мышлением, сердцем – большей преданностью, мои руки к большему служению, и мое здоровье для лучшей жизни, для моего клуба, моего сообщества, моей страны и моего мира.
Вот такая незатейливая философия движения «4‑H». Никакой зауми. Все предельно практично. Все подчинено одному – сделать мир вокруг тебя светлее, сытнее, изобильнее, комфортнее, благоустроеннее. Подчеркну, сделать своими, а не чужими, руками.
Клятва завершена. По-детски трогательно и просто.
Официальная эмблема 4‑H – зеленый четырехлистный клевер, на каждом листе которого нарисована буква «H». Прелесть этой организации и в том, что она не политическая (а значит, излишне не заидеологизирована), не конфессиональная (следовательно, не ограничена жесткими религиозными постулатами); не государственная (со всеми вытекающими отсюда обязательствами), а общественная. Общинная. Еще точнее – с сельским уклоном.
Практика – основа познания
Идея создания 4‑H родилась в 1907 году. Она была предельно практичной – научить школьников выращивать хлеб, картофель, кукурузу, овощи, ухаживать за домашними животными… В самом грубом приближении это походило на сельские профтехучилища советского времени, организованные местными общинами на общественных началах, где учебными классами были не аудитории с занавесками на окнах и портретами ученых на стенах, а бескрайние поля с уходящей за горизонт межой, разделочные цеха, скотобойни, птицефермы…
С жирной землей под ногами, запахами коровьего стойла, вечным трауром под ногтями, мечтами о теплом душе и безмятежном сне.
Если хотите, это была реакция и на дикую урбанизацию, все ускоряющийся процесс индустриализации и попытка социализации молодого поколения, приобщения школьников, молодежи к общественной практике.
В известной мере движение «4‑Н» стало альтернативой и скаутскому движению, набиравшему силу в начале XIX века.
Напомню, британский полковник Роберт Баден-Пауэлл, набрав группу из 22 подростков, стал обучать их основам выживания в военно-полевых условиях. Первый скаутский лагерь был разбит в 1907 году на острове Браунси в проливе Ла-Манш. Эксперимент превзошел все ожидания. Полковник оказался талантливым педагогом-практиком. Он научил мальчишек навыкам фронтового разведчика – выносливости, наблюдательности, терпению, выживать в экстремальных условиях, оказывать первую медицинскую помощь… А главное – способности подчинять собственное «я» общему делу ради достижения результата.
В 1908 году полковник Баден-Пауэлл издал первый учебник скаутинга для мальчиков (Scouting for boys), оформленный его собственными иллюстрациями.
Автор учебника учел все: социальное происхождение подростков, их физическое развитие, психологические особенности – юношеский максимализм, жажду приключений, стремление к лидерству, успеху, достатку…
Полковник учил детей не только ползать по-пластунски, преодолевать овраги, сплавляться по бурным рекам, маскироваться, появляться, как призрак, там, где тебя не ждут, накладывать шины на переломы, штопать раны, рисковать собой ради друга, но и… зарабатывать деньги.
Устав скаутов предписывает быть честным, помогать ближнему, быть другом и братом другому скауту, быть чистым в делах и в помыслах, быть скромным, вежливым, трудолюбивым, настойчивым в достижении цели, никогда не падать духом, быть верным Богу и Родине.
Скаутизм стал комплексной системой воспитания подростков во многих странах Европы.
Духовные цели, помыслы и даже клятвы движения «4‑H» и скаутов очень похожи, но полковник Баден-Пауэлл учил детей в основном военным навыкам (на то он и полковник), а организация «4‑Н» учит сугубо мирным.
В наши дни движение «4‑Н» больше не ориентировано только и в первую очередь на сельскую молодежь. Цель организации шире. Коротко она обозначена так – «Learn by working» («Научись, работая»). То есть приобретай опыт и знания на практике, а не сидя на диване. И не обязательно в поле или на свиноферме. Немало клубов (или кружков по интересам) под флагом 4‑Н действует и в городах. Мальчишки и девчонки из этой организации участвуют более чем в пяти миллионах проектов. Шьют одежду, мастерят и ремонтируют мебель, выращивают кроликов, ухаживают за пожилыми людьми…
Тимуровцы, да и только! Учись, совершенствуйся всю жизнь. Завтра ты должен быть лучше, чем был вчера.
Только в США в эту организацию вовлечены более шести миллионов детей и подростков. А всего за время существования организации «4‑Н» в ней побывали более 40 миллионов человек.
В 4‑Н может вступить любой мальчик или девочка (юноша или девушка) от 10 до 21 года. Но наиболее активны ученики начальной и средней школы. Для них разработаны специальные программы.
«Мы» – это больше, чем «я»
В Великобритании среди молодежи популярен «Лесной союз». Эта детская и подростковая организация моложе скаутской на 20 лет, но создавалась как пацифистское движение. Если хотите, это мирная альтернатива скаутизму. Хотя структура организации, принципы ее работы, задачи и цели практически совпадают со скаутской. Совпадают цели, но разнятся методы их достижения.
Девиз скаутов: «Be рrepared!» («Будь готов!»). Ответ: «Always рrepared!» («Всегда готов!»). Знакомо? Англоязычные скауты, приветствуя друга, сокращают его до «Be-Pe» («Би-пи»). В этом есть свой «тайный» патриотический смысл – фамилия основателя скаутского движения начинается на эти буквы – Baden-Powell (Баден-Пауэлл).
Девиз движения «Лесной союз» масштабнее, звучит не так воинственно и прицельно, без тревоги: «Cover the whole world with kindness» («Охвати весь мир добром»). Скаутов объединил полковник, а «лесников» – художник Джон Харгрейв. К слову, бывший скаут, служивший санитаром в Первую мировую войну. Харгрейв, до омерзения насмотревшись на кровь, грязь, бессмысленность нечеловеческой бойни, радикально изменил свои взгляды, став последовательным пацифистом. Проявив твердость характера и верность собственным принципам, художник расстался со скаутским прошлым. Во всяком случае ему так казалось.
Традиционная система международных летних лагерей осталась прежней. Скауты учились навыкам разведчиков и следопытов, а члены «Лесного союза» ставили спектакли, разучивали танцы, пели хором. Но и про физические упражнения, игры на воздухе, туристические походы с ночными кострами и полосой препятствий не забывали.
Скажем так. Члены «Лесного союза» – это окультуренные скауты.
В союзе несколько возрастных групп, как и советуют все «беспартийные» психологи. Самые младшие (до шести лет) – Wood chips («лесные щепки»). От шести до девяти – Elfins («эльфины»). Подростки от 10 до 12 лет, ясное дело, – Pioneers («пионеры»). С 13 до 15 лет – Adventurers («искатели приключений»). Все, кто старше (включая вожатых, воспитателей, наставников, учителей, врачей, тренеров, психологов), – на французский лад – Senior comrades («старшие товарищи»).
Для каждой возрастной группы своя программа развития. Все по науке. Никакой самодеятельности, такой желанной и поощряемой на заре скаутизма. Постоянный мониторинг интересов и предпочтений. Каждый ребенок должен быть занят тем, что ему больше всего интересно. Главное – вместе. Кооперация, коллективизм всему голова.
Теоретик и идейный вдохновитель современного движения «лесников» Лесли Пол уверен, что нет ничего хуже навязанного знания. «Старшие товарищи» должны познавать мир вместе с «лесными щепками» и «эльфами», «не допуская интеллектуальной экспансии в мир ребенка», не пытаясь давить на ребенка своим авторитетом, разговаривать с ним простым языком, не перегруженным философскими и иными заумными терминами. Процесс познания должен быть увлекательным, сочетаясь с играми на воздухе и спортом. «Важно освободить молодой свежий ум от комплексов и предрассудков», – говорит Пол.
Финансируют «Лесной союз» добровольные спонсоры и некоторые профсоюзы, разделяющие его идеи и цели. Небольшой грант «лесникам» выделяет британский Департамент образования и трудоустройства. Экскурсии и поездки детей оплачивают родители.
У «Лесного союза» есть свои газета, портал, информационный бюллетень. Дети обмениваются информацией, рассказывают свои истории, интервьюируют друг друга, делятся впечатлениями от занятий и сессий в летних лагерях.
Более того, свой информационный портал есть и у «старших товарищей», где они делятся наблюдениями за тем или иным подопечным, дают практические советы друг другу.
«Мы» – это больше, чем «я». Эта формула «Лесного союза» становится все популярнее в мегаполисах мира, где индивидуализм, эгоцентризм стали чуть ли не религией общества. Общества все более разобщенного, атомизированного, где каждый занят только собой любимым. Где интересы карьеры и собственного успеха важнее чувства взаимовыручки, ответственности друг за друга, умения и (главное) желания работать в команде.
Самая заветная мечта всех «лесных щепок», «эльфинов», «пионеров», «искателей приключений» и «старших товарищей» из «Лесного союза» более чем высока и благородна – создать «новую антиурбанистическую и пацифистскую цивилизацию».
Благородно. Правда, вряд ли достижимо в ближайшие десятилетия. Но стремиться к этому необходимо.
Все начинается с мечты.
Сергей РЫКОВ
Комментарии