search
main
0

Судьба подземного линкора

Севастополь изначально создавался как город-защитник. Город, достойный поклонения, – так его название переводится с греческого. Наречена главная база Черноморского флота так по воле Екатерины II, словно предрекшей героическую судьбу Севастополя. Город – это не только место, архитектура, но и люди, которые его населяют. Может быть, город выбирает тех, кто достоин в нем жить?

Мое близкое знакомство с Севастополем началось в музее историко-мемориального комплекса «35‑я береговая батарея», где в прошлом году проходил IV Фо­рум молодых педагогов «Поклонимся великим тем годам», организованный Севастопольской городской организацией профсоюза.

Участники форума у мемориальной арки музейного комплекса «35‑я береговая батарея»

 

Командам четырех районов – «Патриоты», «Наследники Победы», «Звезда», «Верные подруги» – предстояло отправиться по одному из нескольких маршрутов музейного комплекса, а по итогам услышанного и увиденного пройти конкурсные задания.

С чего начинается Родина?

На этот вопрос каждый ответит по-своему. Думаю, для многих школьников Севастополя осознанное отношение к своей малой родине начинается с особенного дневника, который каждый ученик получает в подарок на День знаний. И я получила такой подарок из рук заместителя губернатора Севастополя Ольги Леонидовны Тимофеевой, которая приехала на форум, чтобы пройти маршрут вместе с молодыми педагогами.

Проект «Дневник севастопольского школьника» зародился в 2007 году по инициативе неравнодушных жителей города. Каждый выпуск уникален. Более 10 лет дневник рассказывает детям об истории Севастополя, его героях и памятниках, природе региона. В этом учебном году на страницах дневника – полотна художников, отобразивших развитие и преображение города на протяжении его истории.

На первом развороте ученика встречает такое напутствие: «Севастополь, основанный в 1783 году как форпост России на юго-западных рубежах, дважды: в XIX и XX веках – был разрушен до основания, но каждый раз знаменитые и безвестные защитники и устроители возрождали его к жизни, возвращали городу, достойному поклонения, пленительную красоту.

Вглядитесь в его лица: мужественное и строгое, солнечное и бесшабашное!

Какой красивый город достался нам в наследство!

Теперь мы несем ответственность за его настоящее и будущее!»

– Такой дневник сам по себе дисциплинирует, обязывает. Дети по завершении учебного года его сохраняют, и у них собирается личный миниатюрный каталог знаний о Севастополе, – рассказал директор музея 35‑й батареи Владимир Володин.

Уже много лет в школах города изучается курс «Севастополеведение», появившийся еще при Украине. В музее 35‑й береговой батареи тоже преподают историю города для школьников и студентов колледжей по авторской программе «Внуки героев». По итогам обучения ребята получают специальные удостоверения и становятся волонтерами батареи. За эту программу коллектив музея удостоен историко-литературной премии Александра Невского.

О хранителях и защитниках

Присоединившись к одной из команд молодых педагогов, я тоже отправилась по экскурсионному маршруту историко-мемориального комплекса и узнала, как батарея строилась и как участвовала в обороне города в 1941-1942 годах.

Осенью 1929 года башенная береговая батарея №35 – мощное фортификационное сооружение на Херсонесском полуострове – вступила в строй, а исполнила свою главную миссию спустя 12 лет.

После Великой Отечественной войны 35‑я батарея не подлежала восстановлению. В конце 80‑х она была забыта и заброшена, а в 2000‑х возникла опасность застройки всей ее территории дачами. Но севастопольцы решили сохранить этот памятник для будущих поколений и построить здесь музейный комплекс. Основные расходы по строительству комплекса и текущие затраты на его содержание взяла на себя группа промышленных компаний «Таврида Электрик». Теперь это один из известнейших музеев Крыма, посвященных войне.

В музее 35‑й батареи работают настоящие хранители этого места, они им живут. Я невольно наблюдала за экскурсоводом, сопровождавшей нашу группу, во время ее эмоционального рассказа. Какую экскурсию по счету она проводила – сотую, тысячную? Не важно. Трепетный, почти плачущий голос печалью заполнял казематы батареи, в которые мы вошли.

– Защитники 35‑й батареи для нас остаются живыми, и это не слова, они помогают нам, и сама батарея помогает, – говорила она, подводя нас к портретам сильных, мужественных людей.

До войны 35‑я береговая батарея – элитное место службы с гарнизоном около 350 человек. Батарея входила в состав Береговой обороны Главной базы Черноморского флота и потому подчинялась Военно-морскому уставу. Служили здесь моряки-краснофлотцы. Названия на батарее тоже как на корабле – «камбуз», «палуба», «каюта», «кубрик». Только корабль этот был подземным: «подземный линкор» – так и называли батарею.

За годы службы бойцы получали здесь дополнительную профессию, которая могла пригодиться на «гражданке». У батарейцев были свои команды боксеров и борцов, футбольная команда, духовой и струнный оркестры. В кают-компании для офицеров стояло пианино.

Последним, десятым командиром 35‑й батареи стал Алексей Лещенко. Его огромная заслуга в том, что до войны Алексей Яковлевич успел сделать специальные пристрелочные таблицы, которые помогли в уничтожении противника во время 250‑дневной обороны города.

От экскурсовода мы узнали, что Севастополь стал первым городом в СССР, который подвергся налету немецкой авиации. Вражеские бомбардировщики в ночь на 22 июня сбрасывали в Севастопольскую бухту донные бесконтактные мины. Одна из этих мин упала у Памятника затопленным кораблям, другая – в жилом районе.

Тогда Севастополь был хорошо защищен от нападения противника с моря, но не с суши. Поэтому с началом войны развернулось строительство многокилометровых сухопутных оборонительных рубежей вокруг города, противотанкового рва, окопов и траншей.

30 октября 1941 года передовые подразделения 11‑й немецкой армии вышли в район Севастополя. Начались бои за главную базу Черноморского флота.

Первую стрельбу по противнику батарея №35 произвела 7 ноября. Как и 30‑я береговая батарея на высоте Алькадар, она была построена для защиты Севастополя с моря. Но во время 250‑дневной обороны города батареям не пришлось сделать ни одного выстрела по морским целям. Обе они защищали сухопутные рубежи. Дальность стрельбы батарей позволяла им держать под огнем своих орудий огромную территорию вокруг Севастополя: на севере до Бахчисарая, а на юге до Симеиза и Байдарских ворот.

Спустившись в колодец второй бронебашни, мы получили представление о том, как был устроен ее механизм. Шариковая опора позволяла башне вращаться на 183 градуса в одну и другую стороны, чем достигался круговой радиус обстрела.

Неоднократно за время обороны бригада артиллерийского ремонтного завода во главе с мастером Семеном Прокудой и бойцы восстанавливали башни 35‑й батареи, проводя под авианалетами сложнейшие ремонтные работы, заменяли изношенные стволы.

За ремонт 30‑й и 35‑й батарей Семен Прокуда был награжден орденом Ленина. После войны вплоть до 2012 года он числился пропавшим без вести, как и многие защитники Севастополя. Но однажды поисковый отряд нашел у бронебашни металлический лист, а под ним – останки трех человек. Одним из них оказался Семен Прокуда, которого удалось опознать по номеру ордена. Мастер погиб недалеко от башни, которую восстанавливал, и теперь захоронен в некрополе 35‑й батареи.

Многие историки пишут об этом: если Ленинград погибал от холода и голода, то Севастополь – от жары и жажды. После семи месяцев упорного сопротивления защитников города Эрих фон Манштейн, возглавлявший 11‑ю немецкую армию, решает стереть Севастополь с лица земли. Немецкие летчики делают тысячи вылетов, 17 дней и ночей подряд разрушая город авиабомбами.

В начале июня 1942 года немецко-румынские войска переходят в наступление и рвутся к Севастопольской бухте. 30‑я береговая батарея продолжала громить врага до тех пор, пока огнем тяжелой и сверхтяжелой артиллерии орудия батареи не были разбиты. Больше недели после ее окружения немецкие саперы уничтожали гарнизон взрывами и горящим топливом. 40 оставшихся в живых бойцов попали в плен. А командир 30‑й батареи майор Георгий Александер после допросов и пыток был расстрелян.

Теперь город и бухта были у противника как на ладони. Но, несмотря на огромный риск, корабли Черноморского флота продолжали снабжение защитников города.

27 июня из Севастополя вышел последний большой корабль – эсминец «Ташкент». Несмотря на пробоины, полученные от авиабомб, благодаря мастерству экипажа «Ташкент» добрался до Новороссийска. Так были спасены более 2000 человек.

Руководителям обороны было ясно, что судьба Севастополя предрешена. К этому времени командование Севастопольским оборонительным районом было переведено на 35‑ю береговую батарею. Сюда же отзываются штабы с фронта, все командиры полков и дивизий в звании майора и выше.

Ночью 29 июня в той самой кают-компании, где мы побывали с экскурсией, на заседании военного совета командующий Черноморским флотом вице-адмирал Филипп Октябрьский и командующий Приморской армией генерал-майор Иван Петров решают запросить у высшего руководства разрешение на эвакуацию ответственных партийных работников и командиров. Разрешение было дано.

В ночь с 30 июня на 1 июля командующий Черноморским флотом вместе со своим штабом оставляет Севастополь.

Защитники города остаются без командиров, без связи, без подвоза боеприпасов. Но продолжают героически сражаться.

Ради жизни

Подвиг медиков Севастополя – отдельная большая тема. Упомяну всего о двух врачах, чьи судьбы связаны с 35‑й батареей.

Евгений Владимирович Казанский, назначенный военврачом в марте 1942 года, успел спасти жизни сотням раненых. Когда командование покидало батарею, старшие офицеры Казанскому тоже предложили эвакуироваться. Появилась последняя возможность улететь на самолете. Но он остался на батарее и, несмотря на нехватку самого необходимого – воды, медикаментов, перевязочных материалов, – продолжал проводить операции. А когда батарея была взорвана, в километре от нее организовал в пещере подземный госпиталь и работал там вплоть до пленения в июле 1942 года.

Евгений Владимирович прошел немецкие концлагеря, а после войны попал уже в наш лагерь как бывший немецкий военнопленный. После освобождения работал в разных госпиталях, потом уехал на Камчатку, где прожил до 1970 года.

Еще один герой-медик – военврач первого ранга, главный армейский хирург Приморской армии, профессор медицины Валентин Соломонович Кофман. Во время обороны Севастополя, когда катастрофически не хватало врачей-хирургов, он разработал и внедрил поточный метод проведения операций. Основную часть операции делал опытный хирург, переходя от одного операционного стола к другому, а начальную и последние стадии – менее опытный медперсонал. Это давало возможность прооперировать больше раненых, спасти больше жизней.

У Кофмана 30 июня 1942 года на руках был свой эвакуационный посадочный талон, один из 200 для особо важных лиц. И Валентин Соломонович, зная, что немцы в первую очередь расстреливают командиров и евреев, отдал свой талон фельдшеру, молодой женщине, которая накануне родила ребенка. О судьбе Кофмана до сих пор ничего не известно, вероятнее всего, его расстреляли немцы в июле 1942 года.

Последний рубеж

Первого июля Манштейн получил руины Севастополя и в тот же день провел торжественный парад немецко-фашистских войск по случаю его взятия.

В казематах батареи на тот момент находилось еще более тысячи ответработников и командиров, ожидавших эвакуации. Сюда же с боями отходили защитники города. А вместе с ними и мирные жители Севастополя, покинувшие Инкерманские штольни, где многие месяцы укрывались от бомбежек. Они тоже надеялись на спасение. Но новый командующий Севастопольским оборонительным районом генерал-майор Петр Новиков получил телеграмму о том, что никаких средств для эвакуации прислано не будет.

В ночь на 2 июля, полностью истратив свой боевой запас, 35‑я батарея была взорвана, чтобы не досталась врагу.

Люди, не знавшие, что командование официально сдало Севастополь, продолжали героически сражаться. В атаку поднимались все, кто мог ходить, – раненые, женщины, даже дети. Почти трое суток они продолжали сопротивление.

4 июля гитлеровцы захватили весь полуостров. По воспоминаниям оставшихся в живых, вся земля, все прибрежные воды от мыса Херсонес до мыса Фиолент были устланы телами наших бойцов. Вода стала красной от крови.

…По потерне – подземному коридору – мы вышли к месту, откуда открывается красивейший вид на море, обрамленное скалами. Вода в безоблачный день выглядит изумрудной, мирно качаются на волнах разноцветные лодки. На эти камни, под эти скалы в 1942 году спускались наши бойцы, прятались под выступами от обстрела гитлеровцев, чтобы вплавь или на баркасах добраться до наших катеров, которые в темное время суток подходили к берегу. Но спастись удавалось единицам.

Последние шесть катеров «Морской охотник» дрейфовали здесь в ночь с 5 на 6 июля, им удалось подобрать только 21 человека.

Так и закончилась героическая оборона города. А 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Севастополя», ею были награждены около 50 тысяч наших защитников.

Неотвратимое возмездие

В некрополе на территории музейного комплекса захоронено 692 человека. А в Пантеоне памяти, ставшем завершающим аккордом нашей экскурсии, на стенах коридоров высвечиваются списки погибших в Севастополе и его окрестностях – около 45 тысяч имен и фамилий.

В музее надеются, что будет найден каждый защитник, каждому вернут имя и память о нем. И все 79 тысяч 528 участников обороны будут занесены в эти списки навечно.

И все же не хочется, неправильно здесь ставить точку. Тем более накануне Дня Победы.

Победа пришла на Херсонес весной 1944 года. 5 мая части Красной армии подошли к городу, 7 мая была проведена мощная артподготовка по Сапун-горе – ключевой оборонительной позиции на подступах к Севастополю. И наши воины двинулись в атаку, взяли неприступную по всем параметрам крепость. 9 мая 1944 года Севастополь был освобожден, сопротивление немецких и румынских частей сломлено. Десятки вражеских транспортных судов потоплены.

Гитлеровцы в панике отступили на Херсонес, и на сей раз их тела и тела предателей, которые во время оккупации перешли на сторону врага, заполнили прибрежные воды Черного моря.

 

Побеждают патриоты

После экскурсии по музею молодых педагогов ожидали конкурсные испытания, по итогам которых победителем стала команда «Патриоты». А потом был долгий, проникновенный разговор об очень важных, определяющих вещах. Заместитель губернатора Севастополя Ольга Тимофеева, директор Департамента образования и науки города Елена Богомолова, сотрудники музея передавали свой опыт, идеи, говорили о формирующих жизнь человека принципах.

Разговор шел уже не только о Великой Отечественной войне, но и о событиях весны 2014 года. Ольга Леонидовна Тимофеева напутствовала молодых:

– Для меня все, что происходило тогда, в 2014 году, было моментом возвращения домой, восстановлением исторической справедливости. Я чувствовала и понимала, как и все, кто организовывал митинг 23 февраля, что это был уход от большой беды и большой крови. И мы общими усилиями не допустили трагедии. Впереди у нас много непростой работы. И от нас с вами зависит, какую страну мы построим через 10-15 лет. От каждого из нас зависит, в каком мире мы будем жить. Какими будут наши цели, такой мир мы и получим.

Елена Николаевна Богомолова поблагодарила председателя городской организации профсоюза Татьяну Козлову за форум, организованный на 35‑й батарее, и тоже обратилась к новому поколению учителей:

– 35‑я батарея – это священное место для всех севастопольцев. Важно, что теперь и вы знакомы с ним близко и можете передать это знание своим ученикам.

Наталья ВОРОНИНА

 

Прямая речь

Вера БЕЛАЯ, заместитель председателя Севастопольской городской организации профсоюза:

– После форума «Поклонимся великим тем годам», организованного в прошлом году городской организацией профсоюза в Севастополе, 18 молодых специалистов прошли курсы повышения квалификации на базе музея историко-мемориального комплекса «35‑я береговая батарея».

Курсы «Я расскажу вам о войне» стали особенно полезными для учителей, недавно приехавших в Севастополь. Севастопольцы с первого класса изучают его историю. Но есть в городской системе образования молодые педагоги из других городов и регионов.
Отмечу, что эти курсы добавят и к аттестации дополнительные баллы. К тому же молодым учителям, всем, кто прошел курсы на батарее, с 1 января 2021 года назначена доплата в размере 2,5 тысячи рублей за повышение квалификации.

Очень важно, что молодые педагоги прошли такое обучение и теперь могут передать ученикам свои знания об истории Севастополя и пробудить у ребят интерес к изучению родного города. Можно прочитать историю в книге, но это не затронет так, как если эту историю изучать на 35‑й батарее. В таком месте знания передаются с чувствами и остаются в памяти.

Плюс к этому молодые учителя овладели методикой организации и проведения экскурсий, основами поисковой работы, работы с архивными документами. А некоторые молодые педагоги приглашены в штат музея 35‑й батареи и уже проводят экскурсии в свободное от работы в школе время.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте