Прошли те времена, когда учитель мог украсить презентацию любой иллюстрацией из Сети, потому что Интернет лет 15‑20 назад был гораздо щедрее на подобный подарок. Сейчас, как пояснил на вебинаре, посвященном вопросам авторского права, методист отдела учебно-методической работы Санкт-Петербургского регионального центра оценки качества образования Сергей Дюдин, наступила эпоха массовых публикаций.
Поэтому надо быть готовым к тому, что любая информация, прозвучавшая на уроке, может быть записана и протранслирована в Сети. Огромное количество людей эту информацию тотчас увидят, услышат и отправят далее. При этом в растиражированном контенте могут быть использованы чужие творческие произведения, что способно повлечь за собой проблемы юридического характера. Чтобы этого не случилось, необходимо знать, в каких случаях можно прибегать к заимствованию.
Как пояснил Сергей Дюдин, статьями Гражданского кодекса определены объекты авторских прав, в том числе литературные, драматические, музыкальные произведения, произведения живописи и архитектуры и т. д. Любое произведение с момента его создания находится под защитой закона.
Беря что-либо из Интернета, будь то видеоролик, фрагмент песни и т. д., нужно проверить категорию творческого контента – с исключительными правами автора (правообладателя), с ограничением исключительных прав, со свободными лицензиями, контент, не охраняемый законом, и общественное достояние.
Особую осторожность нужно применять при выборе самого первого контента, поскольку право на использование передается путем составления письменного соглашения (лицензионного соглашения) с правообладателем. При этом если вы собираетесь включить в свою презентацию или выступление, скажем, музыкальный фрагмент, то должны учитывать всех авторов произведения – автора музыки, автора текста, автора сценария (если это мюзикл).
У контента с исключительными правами есть еще и подводные камни в виде смежных прав. Если брать музыкальную тему, то смежные права на исполнение музыки может иметь музыкант, а на голосовое исполнение – певец.
Все остальные творческие контенты педагог может задействовать в учебной деятельности, и слово «учебной» здесь ключевое. И ст. 1274 ГК РФ ему в этом вопросе верный помощник, ибо говорит о том, что есть исключения даже в контенте с исключительными правами автора, если цитирование или использование осуществляется в интересах просвещения, образования и развития науки.
По словам Сергея Дюдина, любой учитель, используя в творческом контенте чужое произведение, должен указать автора или авторов. В судебной практике уже известны прецеденты, когда, например, администрацию одного из районов Краснодарского края оштрафовали за использование на праздновании Дня города семи общеизвестных песен.
Суд посчитал, что между понятием «концерт» и «официальное мероприятие» есть большая разница, и постановил выплатить за нарушение авторского права почти 200 тысяч рублей. Поэтому в своей учебной практике лучше всего использовать произведения, ставшие народным достоянием, фольклор, контент, не охраняемый законом, и контент со свободной лицензией.
Определения категорий лицензий можно найти на специальных сайтах.
А еще лучше использовать собственное творчество и творчество учеников. Как заметил Сергей Дюдин, часто оно качественнее и интереснее, чем на чужих порталах.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии