search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-16 за 2021 год

 

Метод самооценки

Ученикам предлагается самим оценивать свои письменные работы и устные ответы, свое участие в коллективной познавательной деятельности и выставлять себе тот балл, который считают заслуженным, за качество своего труда.

После завершения контрольных работ каждый просматривает выполненное задание и старается обнаружить ошибки, если они допущены. Обнаруженные и исправленные ошибки уже не считаются ошибками. Ученики знают, по каким критериям выставляется тот или иной балл, и ставят его себе. Учитель принимает самооценку учеников, и потому по этой части у него не возникает противоречий ни с самими учениками, ни с родителями. Если кто-то завышает или занижает себе оценки, в каждом конкретном случае выявляются причины, и учитель оказывает нужную поддержку.

Разумеется, весь этот процесс сопровождается развитием в учениках оценочных и самооценочных суждений, объективности. Развивается умение учиться на ошибках, делать выводы на будущее.

Так же оценивают ученики свои устные ответы, свои поступки, свою разного рода деятельность. Они приучаются смотреть на свою жизнь через закон причин и следствий.

Метод «Любимые игры Будды с учениками»

Учитель бросает в пространство одно слово, по которому ученики строят целую мысль. «Нет более мудрого испытания состояния сознания. Представьте, если учитель скажет: «Смерть», полагая смерть пошлости, а ученик воскликнет: «Смерть бедным!» Такие одинокие слова могут, как вехи, соткать весь рисунок духа. По этому узору можно увидеть, какие огни горят». Представится случай сказать: «Ваше сознание желало смерти бедным, потому ушли направленные к вам дары».

Среди занятий, когда утомление уже овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа. Или, поставив самый простой предмет, предлагал описать его не более чем тремя словами или пространно. Или, поставив ученика перед запертой дверью, спрашивал: «Чем откроешь ее?..» Или, заметив боязнь перед животными или перед явлениями природы, ставил условие побороть его.

Метод «Снежный ком» (из опыта В.Г.Ниорадзе)

Учитель предлагает классу два слова, из которых коллективно рождается пространный словесный образ – этюд, словесная зарисовка. «Снежный ком» – красочное название упражнения, когда маленький снежный комок превращается в огромную глыбу.

Работа со «снежным комом» идет быстро. Попутно детям показывается, как избавиться от повтора слов в одном предложении, как сделать яркой и правильной корявую фразу, как довести зарисовку, этюд до изобразительного совершенства. Метод для упражнения в словесном творчестве можно применить в 1‑6‑х классах.

Пример (2‑й класс). Учитель пишет на доске слова «медвежонок направился». Сначала устанавливают планку – примерно сколько слов могут набрать в этюде (называют 18, 23, 32). Учитель участвует как равноправный со всеми.

– Предлагайте ваши лучшие слова и словосочетания.

– Медвежонок направился к своим друзьям…

– Какой медвежонок?

– Маленький, косолапый, добродушный…

– А когда это происходило?

– Ранним весенним утром…

– Может, прибавить однажды? – и т. д.

После всего получается этюд: «Однажды ранним весенним утром косолапый и добродушный маленький медвежонок по имени Мишутка поспешно направился к своим любимым, преданным и верным друзьям Ежику-Колючке и Зайчику-Побегайчику, чтобы объединенными силами вернуть все свои запасы на зиму, которые Рысь с рыжими кисточками на ушках утащила в свой домик как ни в чем не бывало. Она не хотела признаваться в воровстве. Но справедливость восторжествовала».

Составив зарисовку, дети читают ее, дополняют и совершенствуют, подсчитывают количество слов и радуются, что превзошли намеченную планку. Учитель радуется вместе с ними.

Мотив: развитие письменной речевой деятельности, переживание «мук» речевого творчества, понимание, что слова – живые существа, которые помогают выразить мысль и переживания.

Метод «Ошибки» и «заблуждения» учителя»

Этот метод имеет эффект, когда учитель вместе с учениками находится в познавательном поиске: вместе с ними и наравне с ними ищет, решает, обсуждает, размышляет. В этом процессе, так же как сами ученики, учитель то и дело «забывает», «заблуждается», «ошибается». Обнаружив ошибку, ученики поправляют, предлагают, обсуждают, обосновывают. Учитель выслушивает, недо­умевает, извиняется, благодарит, и работа продолжается.

Искусство метода в том, что учитель делает это до такой степени естественно, что ученики и не подозревают о его намерениях. Важно при этом, чтобы «ошибки» учителя имели предупредительный характер, то есть были такими, на которых сами ученики спотыкаются или могут споткнуться в будущем.

Метод «Изгнание» ошибок»

Создала этот метод для своих младшеклассников В.Г.Ниорадзе. Она вместе с учениками разбирала текст, который они должны были потом записать наизусть, с целью найти там места, где могли быть спрятаны «коварные» ошибки. Ученики называли, в каком слове и какую ошибку могут допустить, если не проявить осторожность. Возможных ошибок набиралось много. «Но мы их не допустим!» – говорили они. Дальше открывали окно и «изгоняли» их. Так они приучались быть предупредительными при письме.

Метод «Окно в будущее»

Связан этот метод со страстью взросления. Ученикам предлагается заглянуть в будущее и проверить свои возможности. Для этого на доске (на экране) нарисовано окно, внутри которого записан какой-либо материал (задача, пример, упражнение, стихи…) из учебников последующих классов. Скажем, ученикам второго класса предлагается попробовать свои силы в понимании и решении задач и упражнений из 3‑4‑х классов, а ученикам 3‑4‑х классов – из 5‑6‑х классов. Совместными с учителем усилиями ученики пробуют побыть некоторое время в более старших классах.

Проблема духовной жизни в гуманной педагогике

Человек без духовной жизни не существует. От качества и направленности духовной жизни зависит качество внешней жизни. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет их. Чего нет в голове, ноги к тому не стремятся, руки того не строят.

Духовная жизнь есть личный мир для каждого, и он закрыт для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим и кому доверит свое сокровенное – мысли, мечты, переживания.

Духовная жизнь есть та скрытая действительность, которая творит внешнюю, материализованную, действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась тысячелетиями. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни несет расцвет и прогресс.

Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения как главное свойство духа, однако это свойство может быть более или менее совершенным. Потому необходимо развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь ребенка. Следует только сожалеть, что традиционная авторитарная школа, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе и стихийной среде в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Создать в себе возвышенную, светлую духовную жизнь есть для ребенка величайшая трудность, и он редко справляется с ней.

Не будет преувеличением сказать, что действительно гуманный образовательный процесс направлен на просветление души и сердца ребенка, на развитие и образование в нем богатой духовной жизни. Это и есть воспитание духа, о котором говорит К.Д.Ушинский.

В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания, чувства красоты, заботы, дружбы, стремление к самопознанию, саморазвитию, к общему благу, умение быть мужественным и бесстрашным, понимание беспредельности и бессмертия, радость жизни, мысленное общение с миром, любовь ко всему, вера и служение…

Находясь среди светлых мыслей и образов, душа начинает жить, творить. В таком духовном мире знания будут одухотворены, умножены и возвращены людям в виде плодов познавательного труда, творчества, общения, нравственных и культурных ценностей, в виде любви к ближнему, в виде подвига.

Уроки духовной жизни создают в растущем человеке условия для рождения в нем личности, семена которой были заложены в нем изначально.

Уроки духовной жизни в гуманном образовательном процессе

Время для уроков духовной жизни выделяется из резервов разных образовательных курсов. Возможностей несколько. Психология согласия усиливает мотивацию познания учеников, в силу чего освоение ими программных материалов ускоряется, и в течение месяца можно высвободить два урока, которые будут посвящены вопросам духовной жизни. По этому поводу учитель заранее договаривается с учениками, и взаимными усилиями они высвобождают время.

Кроме того, учитель может беседу о духовной жизни естественно привязывать к темам образовательных курсов, будь это математика, физика, биология, химия, литература, история… Размышления о духовной жизни могут вестись также на внеклас­сных занятиях. Надо вовлечь и родителей, объяснить им, на какие темы и каким способом заговорить с детьми о духовном.

В содержании уроков духовной жизни могут быть темы (это не программа, а условное название тем): «Дух. Душа. Духовность. Вера. Предназначение», «Свой путь, дары духа», «Качества духа – воля, свобода, творчество, познание», «Всеначальная энергия мысли и всетворящая энергия любви», «Светломыслие, добромыслие, прекрасномыслие. Ответственность за свои мысли», «Творящая сила безусловной любви. Как любить. Любовь к родным и близким, любовь к Родине, к человечеству, к природе», «Смысл мудрости: «Люблю неправых в жизни исцелять любовью», «Дружба, преданность, служение, долг», «Дружелюбие, милосердие, доброта», «Радость. Энергия радости. Как понять: «Радость есть особая мудрость», «Космос. Беспредельность. Бессмертие», «Красота, сила красоты. Как понять: «Осознание красоты спасет мир», «Закон причин и следствий. Как понять: «Иметь собственность без чувства собственности», «Будущее. Как понять: «Полюбите будущее – крылья вырастут», «Как быть с чувствами: зависть, ненависть, раздражение, злоба, обиды, мщение, предательство», «Как быть с привычками: сквернословие, хамство, унижение, курение, обман…», «Как понять мудрость: «Сучки срубленные дают мощь стволу, оставленные привычки очищают дух».

Для бесед о жизни пригодятся высказывания Матери Терезы. Каждое высказывание может стать темой урока.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте