В конце марта на заседании наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» Президент России предложил видоизменить Всероссийский конкурс «Учитель года»: «Знаете, это ведь такая интересная сфера деятельности, такая разнообразная. Это можно сделать как реалити-шоу в течение всего года. А то один раз, как лампочка сверкнула, как звезда, пум – и все, об этом никто ничего не слышит. Надо делать это на постоянной основе». Слова эти кого-то напугали – все-таки «Учитель года», к счастью, не «Дом-2». Но явно Владимир Владимирович не мог иметь в виду переделку конкурса под такой формат… Другие удивились – похоже, помощники президента не донесли до главы государства информацию о том, что «Учитель года России» давно уже не сводится к яркому осеннему финалу. Очень много мероприятий – региональных, межрегиональных, организованных госструктурами, клубами учителей года, учредителями конкурса, проходят круглый год. Если информации недостаточно, справедливо решили в Минпросвещения России, нужно продвигать «Учитель года» ярче, мощнее, сильнее, разработать целую программу по его популяризации. Проблема есть: порой об учителях года общественность, не имеющая отношения к образованию, знает крайне мало… И считает их то ли массовиками-затейниками, то ли педагогами-однодневками. Надо не столько доказать, сколько показать: и то и другое неправда.
Предложения Минпросвещения России
9 апреля лауреатов, призеров, членов жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», представителей учредителей, в том числе Общероссийского Профсоюза образования, позвали на круглый стол с министром просвещения Сергеем Кравцовым.
Министерство к обсуждению подготовилось. Был создан целый пакет предложений по продвижению самого масштабного педагогического состязания в нашей стране.
Идеи изложил директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милехин. Начал он с важного замечания: «Основная структура конкурса сохраняется, в этой части существенных изменений не предполагается. Критериальная база, состав жюри, председатель Большого жюри Виктор Садовничий – своего рода гаранты профессионального выбора.
В то же время нам надо усилить продвижение этого конкурса в других аудиториях – прежде всего среди родителей и школьников. В информационную кампанию должны быть включены все субъекты РФ, надо использовать все каналы коммуникации – СМИ, социальные сети. Должны звучать истории учителей года всех уровней, начиная со школьного этапа».
Первое конкретное предложение – новое конкурсное испытание заочного этапа «Медиавизитка». Это видеоролик не более трех минут, в котором конкурсант демонстрирует свою педагогическую индивидуальность в контексте историко-культурных особенностей региона и специфики общеобразовательной организации, в которой работает.
Второе предложение – интеграция конкурсов «Учитель года России» и «Большая перемена». Дети, победители «Большой перемены», вручают в финале «Учителя года» приз детских симпатий, а также могут войти в состав детского жюри. Пятнадцать лауреатов конкурса предполагается связать с помощью телемоста с «Артеком». Педагоги смогут таким образом пообщаться с участниками «Большой перемены».
Третье важное предложение – проводить конкурсное испытание «Классный час» на базе исторического парка «Россия – моя история». «Такие парки, – уточнил Андрей Милехин, – есть в 23 субъектах Федерации. Это хорошая возможность показать историю, культуру нашей страны, перспективы науки».
Андрей Викторович также сказал, что надо вовлекать финалистов конкурса в различные медийные образовательные проекты Минпросвещения России. Например, учителя могут выступать в качестве экспертов, спикеров на всероссийских родительских собраниях. «Важно, чтобы настоящие профессионалы, которые обеспечивают высокое качество образования, были лидерами общественного мнения».
Секрет успеха
Участникам конкурса, членам жюри, представителям организаций – соучредителей «Учителя года России» идеи понравились. Тем более что новшества хорошо накладываются на существующие традиции. О них напомнил Артур Заруба, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1992: «Самый главный результат конкурса – послеконкурсное движение.
С 1994 года проходят слеты, марафоны, педагогические поезда, просветительские пароходы – огромное количество мероприятий, некоторые из них ежегодные. На них приезжают учителя со всей России. Хотелось бы, чтобы эти мероприятия учителей года внесли в годовой план министерства, а организаторов отметили министерскими наградами».
Артур Викторович добавил, что секрет успеха конкурса в том, что с самого начала для его проведения объединились Министерство, профсоюз и «Учительская газета», то есть государственная и общественные структуры. Поэтому «Учитель года» все время развивается.
Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова рассказала, что в 90‑е годы в редакции состоялся круглый стол, на котором уже тогда была поставлена задача превратить конкурс в круглогодичную программу, и это произошло. «Общественное послеконкурсное движение развивается. Есть региональные клубы учителей года. Важно, чтобы местное руководство их поддерживало, но не контролировало».
Секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина одобрила предложение задействовать «Артек». Существует совместный проект профсоюза и знаменитого детского центра «Другая школа», в котором активно участвуют учителя года.
После встреч ребят из «Артека» с абсолютными победителями никакая другая профориентация не нужна, дети хотят идти в педагогику и даже планируют участвовать в конкурсе! Однажды старшеклассник после знакомства с учителем года России-2015 Сергеем Кочережко пообещал ему, что придет на конкурс, и попросил оставаться пока в жюри…
В качестве регионального примера пропаганды конкурсного движения Елена Станиславовна рассказала об учительском троллейбусе, который 1 сентября запускают в Саратовской области. В салоне – логотипы министерства и профсоюзной организации региона, фотографии учителей. Отличная идея.
«Конкурс – это не вспышка, это серьезное междуконкурсное движение, – подчеркнула Елена Станиславовна. – Учителя года – лидеры в своих регионах. Конкурс надо показывать шире, ярче. И родителей стимулировать, чтобы они участвовали. Может быть, даже делать Всероссийское родительское жюри».
«Круто, ты попал на ТВ…»
Буквально каждый участник дистанционного круглого стола говорил о том, что обязательно нужно вывести учителей года на телеэкраны.
Елена Елшина рассказала, что на Всероссийскую педагогическую школу профсоюза в 2018 году приходила ведущая Мария Ситтель: «Пообщавшись с нашими педагогами, она сказала – надо делать отдельную программу, в которой будут участвовать учителя, показывать мастер-классы. Она даже пыталась придумать такую программу и продвинуть ее. Такие инициативы надо поддерживать».
Ирина Димова: «Необходима новая политика информационного сопровождения конкурса, чтобы федеральные телеканалы сделали серию программ красиво, ярко, креативно. Чтобы региональные проекты конкурсного и послеконкурсного движения стали предметом внимания телевизионных СМИ».
Артур Заруба: «Давайте позволим хотя бы абсолютному победителю конкурса «Учитель года» выступить по телевидению и высказать свою позицию. Пусть все увидят победителя, узнают, чем он занимается, как мыслит, как отвечает на вопросы, на вызовы современности».
Майя Пильдес, председатель совета академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, член Большого жюри «Учителя года России»: «Хотелось бы, чтобы итогом каждого конкурса были телевизионные очерки о пятерке победителей».
Мария Ахапкина, победитель конкурса «Учитель года России»-2015: «Есть передача «Умницы и умники». Почему бы не сделать аналогичную, где учителя года были бы ведущими? Не уроки показывать, а играть в познавательные игры, проводить квизы по предметным направлениям. Есть передача «Сто вопросов взрослому», но ни разу на нее не приглашали учителя года. Давайте создадим YouTube-канал «Учитель года России». Я знаю, что мои уроки, уроки моих коллег смотрят, разбирают в педагогических вузах».
До встречи в Ростове-на-Дону!
На все предложения, прозвучавшие на круглом столе, министр просвещения Сергей Кравцов реагировал положительно, что-то записывал, давал поручения сотрудникам заняться тем или иным вопросом. Кстати, его заинтересовало сообщение Марии Ахапкиной, что опыт учителей года используют в педвузах.
А тут еще и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Динаев рассказал, что с этого учебного года в Чеченском государственном педуниверситете открылась педагогическая мастерская под его руководством. «Мы на практике занимаемся освоением самых эффективных педагогических технологий, приемов, методов, создаем оригинальный образовательный контент.
Это хороший мотивирующий пример для наших студентов, будущих учителей, которые видят, что педагог может быть известным, успешным. Было бы замечательно, если бы в каждом педвузе появились педмастерские, центры, лаборатории под руководством учителей года». Еще одна идея в копилку!
Какие из них воплотятся уже на ближайшем конкурсе? Время покажет. А пока Ростовская область готовится к проведению финала «Учителя года России»-2021. Это подтвердил Михаил Гуров, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020.
Две площадки, где пройдут конкурсные мероприятия, были названы: лицей №11 Ростова-на-Дону и Музыкальный театр. Обещана гостям города и речная экскурсия по Дону. «Погоду мы постараемся наколдовать», – улыбнулся Михаил Николаевич.
Обсуждение важной темы – как сделать конкурс «Учитель года России» ярким и заметным – продолжится. Министр просвещения Сергей Кравцов считает, что такие встречи должны стать регулярными, причем в очном формате.
Запись трансляции круглого стола: vk.com/wall-30558759_233770?z=video-30558759_456241439%2Fdcc9b89ffa64a51207%2Fpl_post_-30558759_233770.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии