Пандемия активно вмешалась в политику. Вирус COVID-19 из чисто медицинской проблемы стал проблемой политической. Многие социальные пороки из-за жесткого карантина в городах Европы уютно переселились в Интернет. Социальные сети заменили уличные протесты, став удобной мишенью для экстремистов и расистов всех мастей.
«Значительный рост экстремизма и повсеместное распространение антисемитских теорий заговора, наблюдавшиеся в прошлом году, могут иметь серьезные последствия для еврейских общин после пандемии», – заявил президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор на пресс-конференции, посвященной презентации ежегодного доклада об антисемитизме в мире за 2020 год. Доклад по доброй традиции был подготовлен Центром Кантора при Тель-Авивском университете.
«В прошлом году широко распространились теории заговора о том, что евреи, еврейский народ или государство Израиль виноваты в этой пандемии или получают прибыль от нее, – подчеркнул Кантор. – Постоянное пристальное внимание к роли евреев в мировых событиях демонстрирует, что антисемитизм как источник теории заговора пока никуда не исчез».
Из-за пандемии расизм на год ушел с площадей, из школьных классов, студенческих аудиторий, с трибун стадионов, но от этого не стал менее подлым. Напротив, полная анонимность сделала его более безнаказанным. Песня старая – во всем виноваты евреи. В пандемии коронавируса, в частности. А раз виноваты, получайте «по заслугам».
Молодежь – самая активная и многочисленная часть пользователей социальных сетей. Для нее это чуть ли не единственный канал и инструмент общения, окно в мир. Поэтому разжигание ненависти в режиме онлайн может привести к непредсказуемым последствиям.
«Молодежь вынуждена оставаться дома в столь важный период своей жизни – период становления личности, при этом подвергаясь круглосуточному воздействию антисемитизма, манипулирования и дезинформации в Сети, – отметил глава ЕЕК. – Мы обязаны больше взаимодействовать с молодыми людьми, пользуясь инструментами, которые они сами используют в качестве основных источников информации в соцсетях и цифровом мире».
В большинстве стран сократилось число инцидентов с применением насилия, нападений на частных лиц и объекты собственности, угроз и поджогов, но возросло количество нападений на еврейские объекты и общинную собственность.
Резкий рост проявлений антисемитизма был зафиксирован на Украине, а снижение – в Австралии, Великобритании, Канаде и во Франции.
В Германии в процесс массовой вакцинации вмешалась историческая память о холокосте. Возникли неуместные сравнения и параллели. Пандемия и меры, принятые для ее сдерживания, введенные в отношении повседневной жизни граждан ограничения и вакцинация привели к появлению провокационных сравнений нынешней ситуации со страданиями евреев во время холокоста. Фашиствующие молодчики осквернили еврейские мемориалы и кладбища.
«Использование образов холокоста для сравнения с пандемией стало повсеместным, – подчеркнул Вячеслав Моше Кантор. – Введение карантина сравнивают с режимом гетто и концентрационных лагерей, вакцинацию – с бесчеловечными медицинскими экспериментами, а люди, которые отказываются от жизненно необходимой вакцинации, заявляют, что их преследуют, и носят желтые звезды на одежде».
Антисемитские проявления усилились в США. В Интернете пышным цветом расцвели теории заговора. Одна страшнее и нелепее другой. Активизировались сторонники идеи превосходства белой расы.
Президент ЕЕК рассказал о возросшем внимании к разжиганию ненависти в Интернете, в том числе о мерах, принятых некоторыми социальными сетями и правительствами для пресечения этого потока ненависти.
Справедливости ради отметим, что благодаря усилению надзора и действиям со стороны крупных социальных сетей и более жестким национальным законам против разжигания ненависти в Интернете снизилось количество антисемитских инцидентов на основных онлайн-платформах.
«Хотя эти меры необходимы и приветствуются нами, но сами по себе они не остановят разжигания ненависти в Сети. Как показывает отчет, такое подстрекательство просто уйдет в подполье на альтернативные платформы», – уточнил Кантор.
Отчет Центра Кантора показал, что в США на протяжении нескольких лет наблюдался постепенный рост числа инцидентов с применением насилия. В Германии отмечен рост общего числа уголовных преступлений на почве антисемитизма на 24%. Это самый высокий показатель, зарегистрированный с 2001 года.
И в США, и в Германии антисемитизм проявлялся преимущественно в форме актов вандализма.
Большинство антисемитских инцидентов зафиксировано в государствах с многочисленными еврейскими общинами: США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции и Германии.
Сергей РЫКОВ
Комментарии