search
main
0

Профессиональное обучение без границ

Работа с ребятами с ОВЗ

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Древнегреческий философ Аристипп

 

Простроить про­фес­сио­нальную траекторию в условиях мегаполиса – одна из задач современной школы. Особую значимость такая задача приобретает при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Именно поэтому предпрофессиональное обучение для этих обучающихся становится первым шагом в будущую профессию. Добиться успешности в проф­ориентационной работе с обучающимися с ОВЗ возможно при учете психофизических особенностей школьников, их личностных качеств, интересов и склонностей, при правильной организации процесса профориентации, построенного с учетом актуальной ситуации на рынке труда.

От школы до колледжа и вуза

Этот подход успешно реализуется в СКОШИ №52, где обучаются школьники с нарушением слуха и интеллекта. Создаваемые педагогической командой условия для социально-психологической адаптации детей с ОВЗ связаны с выстраиванием образовательной вертикали от школы до колледжа (вуза).

Профориентационная работа в СКОШИ №52 включает в себя четыре этапа. На первом этапе (1‑4‑е классы) решается задача формирования у обучающихся младших классов любви и уважения к труду и трудовой деятельности, понимания роли труда для человека и общества, развития интереса к миру профессий, изучения индивидуальных трудовых возможностей и предпочтений.

Обучающиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, конкурсы рисунков, ролевые игры, встречи с представителями разных профессий, в том числе и родителями самих обучающихся, так как первые представления о профессиях дети получают через знакомство с профессиями своих близких – мам, пап, бабушек, дедушек.

На втором этапе (5‑7‑е классы) педагоги продолжают работать над формированием первоначальных профессиональных предпочтений у обучающихся с ОВЗ, оказывают психолого-педагогическое содействие в осознании школьниками их интересов, способностей, возможностей, связанных с выбором профессии.

Проф­ориентационная работа получает продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, экскурсии на производства, предприятия города. Социальный педагог активно курирует это направление деятельности до момента выпуска обучающегося из школы.

На третьем этапе (8‑9‑е классы) осуществляется психолого-педагогическое сопровождение в составлении профессиональных планов с учетом индивидуальных предпочтений и реальных возможностей профессионального обучения по выбранному направлению.

Продолжается работа по изучению профессий, наиболее востребованных на рынке труда. Помимо профориентационных экскурсий в колледжи, на производство и технопарки для решения задач профессионального самоопределения часть уроков технологии и профильного труда проводится на базе колледжей нашей столицы.

Субботы московского школьника

Четвертый этап (10‑11‑е классы) предполагает корректировку образовательно-профессиональных планов обучающихся, формирование компетенций, важных для профессионального самоопределения. В системе профориентационной работы школы данный этап является завершающим и направлен на содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников.

В этот период особую роль играют профориентационные консультации для обучающихся и их родителей, посещение образовательных выставок, участие в городском проекте «Суббота московского школьника», посещение дней открытых дверей и мастер-классов в колледжах и вузах. Используют различные методы информирования, в ходе которых школьники узнают о способах получения желаемого профессионального образования, профессиональных требованиях к человеку, об оплате труда.

Основным направлением профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ является объединение усилий школы, колледжей, вузов в рамках сетевого взаимодействия. Наши надежные партнеры – колледж архитектуры и строительства №7, политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова, колледж сферы услуг №10, колледж малого бизнеса №4, Политехнический колледж имени П.А.Овчинникова, колледж связи №54 имени П.М.Вострухина.

Совместно с политехническим колледжем №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова проводятся уроки информатики, черчения, технологии, осуществляется программа «Профессиональное обучение без границ», организуется дополнительное образование по техническому направлению «Прототипирование (3D-ручки) для начальных классов». В течение ряда лет обучающиеся 3‑4‑х классов во второй половине дня выезжают с педагогом на занятия по объемному моделированию с использованием 3D-ручек.

С колледжем сферы услуг №10 проводятся уроки технологии, осуществляется подготовка обучающихся к чемпионату «Абилимпикс», проводятся посещения мастер-классов по программе «Кружок от чемпиона». Программа «Профессиональное обучение без границ» осуществляется по специальности «повар-кондитер». Колледжем архитектуры и строительства №7 проводятся уроки технологии (столярное и слесарное дело, декоративно-прикладное искусство).

Программа «Профессиональное обучение без границ» осуществляется по специальности «автодело». Такие занятия дают важный опыт взаимодействия с педагогами колледжа, которые помогают школьникам овладеть профессиональными навыками, а также социальными и коммуникативными умениями, что позволит им быть успешными в будущем.

Использование ресурсов столицы дает возможность для реализации нового подхода в профориентационной работе с обучающимися. Организация экскурсий, занятий в тематических парках «Мастер­славль» и «Кидзания» позволяет обучающимся попробовать свои силы в самых разных профессиях, получить уроки финансовой грамотности, принять первые финансовые решения.

Чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс»

Ежегодно обучающиеся СКОШИ №52 принимают участие в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс». Подготовка к чемпионату и участие в нем обеспечивают нашим обучающимся с ОВЗ эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию к получению профессионального образования, содействуют социокультурной инклюзии.

Подготовкой участников к чемпионату занимаются как сотрудники школы (учителя, социальный педагог, психологи), так и преподаватели колледжей. Наши школьники участвуют в десяти компетенциях: «Бисероплетение», «Веб-дизайн и разработка», «Дизайн персонажей/анимация», «Фотограф-репортер», «Флористика», «Художественное вышивание», «Художественный дизайн», «Печатное дело», «Кондитерское дело», «Ювелирное дело».

Обучающиеся начальной школы принимают участие в Московском детском чемпионате KidSkills. Подготовка к чемпионату KidSkills нацелена на решение таких задач, как знакомство младших школьников с новыми современными профессиями, развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ, навыков работы в команде. Для подготовки детей младшего школьного возраста к чемпионату во внеурочную работу с учениками 1‑4‑х классов были введены следующие занятия:

– «Кулинарное дело» (обучение выполнению декоративных элементов из соленого теста, составление тематических композиций, соблюдение стандартов чистоты на рабочем месте);

– «Аэрокосмическая инженерия» (сборка объектов конструктора Lego по предложенной тематике, чтение простейших технических чертежей, решение элементарных конструкторских задач);

– «Сити-фермерство» (освоение навыков работы с посадочным материалом, пересадки растений в аквагрунт, закрепление и расширение знаний о растениях и уходе за ними).

Современное техническое и програм­мное обеспечение школы позволяет обучающимся с ОВЗ младшего школьного возраста заниматься элементами графического дизайна. Так, было организовано знакомство с программой Adobe Photoshop, в ходе которого обучающиеся составляли различные коллажи, учились выбору цветовой гаммы и гармоничному сочетанию цветов и их оттенков.

При организации профориентационной работы педагоги и специалисты школы стремятся к тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ смог осуществить свой выбор профессионального пути сознательно и самостоятельно. Ведь во многом от того, насколько правильно будет совершен этот выбор, зависят успешность человека, его место в обществе, удовлетворенность работой и жизнью, физическое и психическое здоровье. Правильно организованная профориентационная работа школы – это путь к успеху каждого обучающегося.

Анна ЛЕБЕДЕВА, и. о. директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52; Нелли КАМЕЛЕВА, заместитель директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте