search
main
0

Точки притяжения

Район Сокол как образовательная экосистема

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

 

Мы знаем, что термин «экосистема» появился в 1935 году в биологии и означал сообщество независимых организмов, которые сосуществуют в гармонии. В статье мне бы хотелось взглянуть в целом на школьное образование района Сокол. В образовании, как в зеркале, отражается вся наша жизнь, со всеми ее радостями и огорчениями, победами и поражениями…

Алексей БОРИСЕНКО, глава управы района Сокол

Ценности XXI

Образовательная экосистема предлагает управленческую парадигму организации процесса образования на основе ценностей XXI века.

Что такое в моем понимании образовательная экосистема? Это интеграция формального, неформального и информального образования. Это взаимосвязь прошлого, настоящего и, самое главное, будущего. Это рождение образования как бы на границах образования, в тесном взаимодействии образования с около­образовательными сферами, это неизбежное сетевое сотрудничество школы с различными организациями нашего района и, шире, большого города, страны, мира.

Но что бы я подчеркнул особо? Образовательная экосистема сегодня – это не только процесс обучения и развития школьников, но в первую очередь процесс воспитательный. Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно заострял внимание наших парламентариев, представителей всех заинтересованных министерств и ведомств на необходимости всерьез заниматься воспитательной работой, которая не является прерогативой сугубо школы. Это нашло отражение и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020‑2025 годы».

На уровне в целом московской системы образования совсем недавно создан Клуб директоров и заместителей директоров по воспитательной работе школ. Целью клуба заявлено обсуждение и формирование единых принципов и механизмов развития общегородской воспитательной системы с учетом возможностей использования столичной инфраструктуры, организации межведомственного сотрудничества и участия школьников в культурных событиях города. Замечательно, что представители директорского корпуса района Сокол вошли в состав этого клуба.

В связи с важнейшими государственными решениями, направленными на патриотическое воспитание юных граждан России, управа района Сокол совместно с Советом депутатов муниципального округа Сокол и при поддержке местных государственных и общественных организаций, активно участвующих в воспитательном процессе, приняли документ стратегического характера – Программу администрации муниципального округа Сокол по патриотическому воспитанию детей и молодежи района Сокол на 2021 год. Было дано и соответствующее название программе – «Растим патриотов России». Ключевым для нас стало слово «растим».

Разработанная и уже полным ходом реализуемая программа предполагает систему мер, действенных именно в сложившихся условиях растущего дефицита духовно-нравственных ценностей в среде молодежи, отчуждения детей и подростков от мира взрослых, социальной напряженности, деформации семей. Патриотизм – это не только тема войны, хотя ей в программе уделяется самое пристальное внимание. Патриотизм включает и тему покорения космоса, и проблематику природных богатств края, и военно-спортивные игры, и экскурсионные туры, и многое другое.

При сохранении традиций и преемственности в вопросах воспитания наша программа ориентирована прежде всего на новые технологии педагогической работы с молодежью. Заметьте, как быстро порой молодые люди реагируют на негативный контент в сетях. А все почему? Этот контент мастерски, просто талантливо распространяется в информационном пространстве. И мы подумали: нам надо действовать ровно так же, как работают сетевые «умельцы».

Яркие, броские названия, нужное время, привлекательное место – все это мы берем на вооружение при организации тех или иных дел и акций. Мы понимаем, что мероприятий может быть много, а все без толку, мероприятия часто проводятся абы как, для «галочки». Поэтому мы исходим из следующего: программных дел и акций не должно быть много; если что-то проводим, то обязательно вовлекаем в организационный процесс все возможные структуры, стремимся к получению подлинного социально значимого эффекта.

Глава управы, безусловно, выполняет координирующую функцию. Центральную роль в создающемся воспитательном пространстве района Сокол играют школы. Тем более что директора двух крупнейших, не побоюсь этого слова, базовых школ района – директор школы №1251 Татьяна Кравец и директор школы №1252 Ирина Анурова – далеко не случайно выбраны муниципальными депутатами и уже не первый год активно участвуют в общественной жизни нашего района, в частности работают в Комиссии по молодежной политике и развитию спорта. Школьные педагогические коллективы задают тон воспитательной работе района, они как бы проецируют, транслируют воспитательную картину мира (модель воспитания) на семью, при этом сама семья рассматривается едва ли не как первичная ячейка школы, той школы, которая встроена в жизнь района и города.

Бессмертный полк – народное шествие

Но в процесс подготовки разнообразных дел и акций вовлечены все заинтересованные субъекты: досуговые центры, советы ветеранов, социальные службы, ячейки политических партий, филиалы религиозных организаций, представительства волонтерских движений.

Только в интеграции таких разнородных и разноформатных сил, объединенных под эгидой нашего муниципалитета, только в их совместной непрерывной работе можно рассчитывать на результативность воспитания молодых патриотов, на преодоление межпоколенческого разрыва, снятие агрессивности молодежи по отношению к деяниям отцов и дедов. И я как глава управы района Сокол счастлив оттого, что по инициативе школ района шествие Бессмертного полка который год подряд проходит у нас максимально согласованно, с массовым участием представителей почти всех государственных и общественных организаций. Перед нами ежегодно развертывается действительно народное шествие!

Не менее важным является намеченный в муниципальной программе подход к выбору мест проведения тех или иных социально значимых мероприятий. Наша принципиальная позиция – находить или создавать особые точки притяжения в районе Сокол. Не открою секрета, если скажу, что сердце нашего района – это уникальный во всей России мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. Он сам по себе объединяет память нескольких поколений россиян, как минимум двух-трех столетий.

Здесь место есть всему. Это, если можно так выразиться, настоящий концентрат памяти. И, кстати, вполне закономерно, что шествие Бессмертного полка движется именно по территории парка. А среди главных участников шествия – директора школ района, которые несут портреты директоров и педагогов школ того и далекого, и, кажется, близкого военного времени. Какой живой воспитательный образец для молодежи нашего района!

Школьные музеи

Другим местом народного единения можно считать стремительно развивающиеся в последние годы школьные музеи. В каждой школе района Сокол есть музеи боевой славы. В школе №1251 музейный комплекс стал победителем среди музеев города на смотре-конкурсе, приуроченном к 75‑летию Великой Победы. Основатель музейного комплекса Марина Печникова, проявившая себя в общественной и культурной деятельности, заслуженно награждена знаком «Почетный житель муниципального округа Сокол».

Школьные музеи – это своеобразные центры патриотических дел и акций. Возьмем, к примеру, музей 18‑й дивизии народного ополчения «Добровольцы» (школа №1251). По сути, в нем представлен символ людского народного единения. Вопрос, а с кого молодежи брать пример, отпадает сам собой.

Наконец, одной из точек притяжения в районе Сокол является современная многодетная семья. С приходом директоров двух школ (№1251 и №1252) в депутатский корпус кардинально изменилась ситуация с поддержкой многодетных семей, которых довольно много в нашем районе. Дело в том, что за счет развивающегося в школах волонтерского движения многодетные семьи стали получать дополнительную помощь. Данный факт официально признан центром помощи многодетным семьям «МногоМам». Из чего складывается помощь? Беспрепятственно открываются при школах семейные детские сады; сами школьники помогают многодетным семьям где-то разгрузить вещи, где-то принести продукты…

Когда я говорю о том, что патриотизм – это многомерное понятие, я прежде всего думаю о формировании у наших молодых жителей района Сокол чувства долга перед Родиной, ответственности перед людьми, сопричастности всему происходящему. Не в последнюю очередь эти чувства связаны с выбором будущей профессии.

Мне кажется, в настоящее время имеет принципиальное значение то, как выбранные молодыми людьми профессии будут служить в дальнейшем процветанию нашего района. Поэтому я всецело поддерживаю включение школ района в общегородские проекты по созданию и развитию предпрофессиональных классов. Например, ученики академического класса школы №1251 с удовольствием проходят в управе практику по социальной работе.

Предпрофильная подготовка

Я вижу, как растут социальный запрос на предпрофессиональную подготовку в стенах школы, востребованность и популярность специалистов конвергентного типа на рынке профессий как в Москве, так и во всем мире. Как раз идя навстречу пожеланиям московских семей, школы района оперативно принимают решения об открытии предпрофессиональных классов.

Чем шире в школах района будут представлены различные направления предпрофессиональных классов, тем более мы будем уверены в готовности старшеклассников к учебе, жизни и труду в обществе XXI века. Так, в школах района Сокол сегодня открыты инженерные классы, IT-классы, кадетские классы, академические классы различных направленностей (экономический, естественно-научный, правовой).

Среди очевидных преимуществ работы школ с предпрофессиональными классами – возможность свободного сотрудничества общеобразовательной организации с ведущими федеральными вузами и крупными компаниями. Один из примеров: в школе №1251 по линии IT-классов выстроено тесное сетевое взаимодействие с МГУ имени М.В.Ломоносова и МГТУ имени Н.Э.Баумана, по линии академических классов – с Финансовым университетом при Правительстве РФ, с РНИМУ имени Н.И.Пирогова, с МГЮА имени О.Е.Кутафина. В единстве прилагаемых усилий со стороны настоящей команды профессионалов-единомышленников просматривается залог успеха любого начинания. Практически все школы нашего района ежегодно входят в рейтинг лучших школ России по поступлению в ведущие вузы страны.

Мобилизация и объединение внешних ресурсов выражаются по-разному: привлечение специалистов в качестве школьных преподавателей (молодые, амбициозные, инициативные, талантливые люди очень привлекательны для молодежи); осуществление научного руководства проектной деятельностью старшеклассников; совместное проведение научно-практических конференций; организация сдачи независимых предпрофессиональных экзаменов на базе сторонних учреждений; формирование пула (банка) будущих студентов; организация студенческой практики на базе школ (например, студенты Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова в прошлом году в рамках практики великолепно оформили музейные и библиотечные пространства школы №1251).

Благодаря социальным практикам, широко используемым в школах, почти все творческие фантазии ребят способны найти выход в виде проектов. Так, гуманитарные практики обучающиеся кадетских классов школы №1251 проходят в форме «Дипломатических суббот» на базе Дипломатической академии МИД России.

Научно-технические практики обучающиеся IT-классов школ №1251 и №1252 проходят в формате участия в конкурсных программах на базе Школы новых технологий. Вот некоторые результаты уже 2021 года: это пролонгированные социально значимые проекты, разработанные обучающимися школы №1251, «Электронный каталог школьного музея «Добровольцы», «Программа расчета рейтинга школ», «Инъектор на Arduino». Все эти проекты – реальные продукты предпрофессионального обучения, они создаются ради общественного блага, ради улучшения жизни вокруг нас.

Проектом «3D-пособие для слабовидящих детей» всерьез заинтересовался Московский политехнический университет, проявили интерес школы города, в которых учатся слабовидящие дети. Поистине получился проект «Дети – детям». Не это ли и есть наиболее действенные результаты подлинно патриотического воспитания?!

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем комплексную программу администрации муниципального округа Сокол по патриотическому воспитанию детей и молодежи района Сокол на 2021 год «Растим патриотов России», получившую социальное одобрение и признание. У нас есть достаточные кадровые, финансовые, материально-технические и организационно-методические ресурсы, для того чтобы воплотить в жизнь все задуманное.

Мы также очень хорошо понимаем, что только на основе консолидации человеческого потенциала на местном уровне, на уровне района возможна реализация всех президентских инициатив, связанных с патриотическим воспитанием граждан. Умелое сочетание возможностей школ, ресурсов района и города, энтузиазма школьных директоров и педагогов, заинтересованности обучающихся в получении качественного образования позволят нам добиться желаемых высот.

Не могу не выразить искренние слова благодарности директорам школ района за активное участие как в создании программы, так и в реализации ее основных идей.

Алексей БОРИСЕНКО, глава управы района Сокол

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте