Широко известно выражение академика Берга: «Прежде чем начать учить, надо выяснить следующее: для чего учить? Чему учить? Кому учить? Кого учить? Как учить?» Эти пять вопросов во все времена не теряют своей актуальности.
Людмила Алиева, доктор педагогических наук, профессор, учитель истории, педагог-воспитатель школы-интерната №15, Москва:
«Знакомство с материалами в газете о введении в школе должности советника директора по воспитанию вызывает у меня вопросы об актуальности и профессиональной новизне вопроса.
Считаю, что «нововведение» явно умаляет роль руководителя школы, прежде всего директора-педагога-воспитателя, у которого и сегодня есть достойные советники в собственной школе (его заместители, организаторы внешкольной работы, методисты-воспитатели).
Проблемы воспитания, в частности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности школы, – важнейшие в работе педагогических советов, методических объединений, творческих педагогических объединений. Их решения, практические советы, участие – это самая действенная помощь директору. И нужны ли еще советники сверху, большой вопрос. К тому же среди педагогов всегда есть опытные организаторы детской самодеятельности, детских общественных объединений, которые во многом определяют курс воспитания в школе личным примером и квалифицированными советами, наставничеством.
Учитывая, что инициатива введения должности советника директора исходит от детской государственно-общественной организации «Российское движение школьников», правомернее вести речь о должности организатора взаимодействия школы и РДШ в воспитании детей и подростков. И тогда, естественно, следует поинтересоваться позитивным опытом взаимодействия в этом вопросе советской школы и пионерской организации.
В представленной же трактовке данной должности скорее просматривается современная модная тенденция везде, где можно, вводить советников в помощь основным профессионалам-специалистам. Но эта инновация по отношению к школе весьма спорна. Сегодня важно возродить НИИ общих проблем воспитания, который успешно решал актуальные проблемы воспитания в системе школьного образования».
Алексей Карманов, преподаватель истории, Елец, Липецкая область:
«В «Учительской газете» от 23 марта в своей статье «Напутствие Ушинского» кандидат педагогических наук Валерий Наперов задает важный вопрос: «А как мы сегодня пользуемся наследием великих дидактов?» Ответ на него будет неутешительным. Мы не взяли на вооружение представление дидакта о человеке как элементе экокультуры. В результате мы не только нарушили экологию природы, но и не создали экологию ума, души, сердца. Школа не учит человека разбираться в самом себе, владеть искусством самоуправления, умением реализовать свои способности».
Комментарии