Система аттестации педагогов Воронежской области успешно пережила «дистанционку», вызванную пандемией коронавируса. Всего в 2020 году было аттестовано более 5,5 тысячи педагогов – столько же, сколько и в «доковидном» 2019‑м, в то время как в ряде других регионов страны этот показатель заметно снизился. В чем же воронежский секрет? Дело в том, что процедура аттестации в области давно переведена на «электронные рельсы», при этом система постоянно совершенствуется. Подробно о преобразованиях рассказывает Тамара БУГАКОВА, заместитель директора Воронежского областного центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов.
Аттестация – постоянно развивающийся институт
В нашем центре, который стал преемником отдела аттестации Воронежского института развития образования им. Н.Ф.Бунакова, мы с коллегами не только сопровождаем развитие системы аттестации с 2012 года, но и являемся непосредственными участниками ее преобразования.
Несмотря на то, что «стержень» процедуры сохраняется уже 7 лет – с момента вступления в силу нового федерального порядка аттестации, система и сейчас изменяется. Она не может быть статичной, поскольку обязана реагировать на новые образовательные условия, например, вхождение в жизнь педагога цифровой образовательной среды.
Скажу больше: система аттестации выступает и навигатором изменений, ведь то, что будет в ней представлено как предмет оценки, должно появиться в современной профессиональной жизни педагога, должно подталкивать его к самообразованию и профессиональным пробам.
Например, сейчас мы разрабатываем блок методики оценки, связанный с деятельностью педагогов в сетевом профессиональном сообществе, с обновлением содержания воспитательной работы, с применением дистанционных образовательных технологий. Совсем недавно вводили критерии оценки, связанные с экспертной деятельностью и наставничеством в педагогической среде.
Сотрудничество с профсоюзом – залог успеха
Активное участие Воронежского обкома Профсоюза образования в развитии системы аттестации, в постановке и решении возникающих проблем, в том числе по конкретным ситуациям отдельных педагогов, – важная составляющая успешной работы.
Все, что вносит в профессиональную жизнь педагогов областная организация профсоюза, – а это конкурсы, фестивали, школы педагогического мастерства, – учитывается при проверке материалов соискателей экспертами. Очень важно мотивировать работников образования таким образом, чтобы они занимали активную профессиональную и личную позицию. За педагогом именно с таким профессиональным «портретом» мы видим будущее.
Выбор электронной формы себя оправдал
Еще десять лет назад аттестация в нашей области представляла собой большой объем бумаг и много поездок соискателей в Воронеж, а это порой туда и обратно – 500 километров…
Но в 2012 году Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области совместно с Воронежским обкомом профсоюза поставили перед институтом развития образования задачу модернизировать процедуру аттестации.
Целями стали сокращение временных и материальных затрат соискателей, организация работы муниципальных служб сопровождения аттестации как части региональной службы, а инструментами – балльное оценивание результатов труда педагогов и разработка региональной информационной системы для реализации всей аттестационной процедуры: от подачи заявления до получения информации о результатах аттестации. В далеком 2013 году термины «критериальное оценивание» и «цифровизация» еще не были общеизвестными, но именно в этом направлении стала развиваться система.
Время показало, что ставка нашей региональной власти на электронную форму работы оказалась верной. В ряде субъектов Российской Федерации выбор был сделан в пользу «бумажной» процедуры. Но именно она за последние пять – семь лет породила в педагогическом сообществе недовольство своей громоздкостью и нетехнологичностью.
Когда же в жизнь нашей страны ворвалась пандемия коронавируса, педагоги многих регионов просто не смогли реализовать свое право на аттестацию. В Воронежской области система пережила дистанционный период работы практически безболезненно. Для сравнения: как и в 2019 году, аттестацию в 2020 году прошли свыше 5,5 тысячи педагогов региона. Причем качество аттестации совершенно не пострадало.
Качество аттестации обеспечивается тем, что при проектировании системы большое внимание было уделено вопросу объективности оценки. Так, оценивать материалы не может эксперт из того же муниципального образования, что и соискатель.
При этом в процедуре аттестации «по-воронежски» заметную роль играет и руководитель образовательной организации: после того, как соискатель формирует материал в электронном личном кабинете, директор или заведующий подтверждает те результаты, которые были достигнуты на базе учреждения – проведенные открытые мероприятия, результаты независимого оценивания обучающихся и другое.
Готовы к изменениям
Начиная с декабря 2020 года учителя и директора в своих личных кабинетах по итогам аттестации получают советы по дальнейшему профессиональному развитию. Это очень важные рекомендации от профессионала профессионалу, поскольку в фокусе внимания независимого и объективного эксперта – пятилетний период работы педагога.
Хочу подчеркнуть, что это не только и не столько рекомендации по проработке каких-то сфер педагогической деятельности соискателя (например, организации внеурочной деятельности), но и указание на те направления, в которых педагог уже добился значительных результатов и готов делиться опытом с коллегами на уровне организации, муниципалитета и региона.
Эта же информация доступна региональным методическим учреждениям, например, Воронежскому центру непрерывного повышения профмастерства педагогов: на ее основе методисты приглашают учителей к участию в различных образовательных мероприятиях.
Кроме того, мы понимали, что педагогу важно получить независимый взгляд на свои потенциальные возможности, а не только на результаты работы в рамках определенных условий. Для этого в процедуру аттестации было введено тестирование. Сегодня такая процедура называется диагностикой предметных и методических компетенций педагогов.
К сожалению, эта составляющая была отменена с вступлением в 2014 году в силу нового порядка аттестации, но сейчас на федеральном уровне все чаще возвращаются к идее проведения такой оценки, поскольку именно она может определить векторы замещения профессиональных дефицитов и показать компетенции, которые находятся на высоком уровне сформированности. Мы применяем эти наработки при проведении региональных диагностических процедур.
В будущее наш центр смотрит с уверенностью. Достигнуты хорошие результаты, но многое еще предстоит сделать.
Оценка профмастерства и квалификации – очень объемная и одновременно очень чувствительная сфера, поскольку связана с рядом социальных благ для педагога, в том числе с оплатой труда. Но именно поэтому какие-то кардинальные, революционные изменения в ней невозможны.
К концу 2021 года мы ждем новых федеральных подходов к аттестации педагогов. Однако нашу региональную систему это не может вывести из равновесия: у нас отработаны механизмы оперативного информирования и методического сопровождения с помощью наших коллег – координаторов в муниципалитетах, у нас действующая и развивающаяся информационная система, мы имеем опыт в разработке и использовании диагностических материалов. А главное – готовы работать с каждым из 32 тысяч педагогов нашей области. Поэтому точно сможем «вписать» изменения аттестации, когда они наступят, в жизнь педагогического сообщества региона.
Комментарии