Благодаря дистанционному формату конкурса «Учитель года столицы Башкортостана»-2021, одним из учредителей которого является Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ, мне удалось увидеть этапы соревнования, не выходя из кабинета. Особенно запомнилась из участников учитель начальных классов уфимской школы №14 Наталия Алексеева. Поэтому, когда она стала лауреатом конкурса в номинации «Педагогический дебют», я не удивился и, воспользовавшись возможностью, пообщался с молодым учителем.
Наталия Алексеева всегда легко находила общий язык с детьми. Поэтому, когда перед ней встал вопрос о выборе трудового пути, девушка пошла обучаться на учителя начальных классов в Стерлитамакский филиал Башкирского госуниверситета. Правда, уверенности, что она будет работать именно учителем, не было. Но в течение первых двух лет обучения ее настроение изменилось.
– Преподавателям удалось влюбить нас, тогдашних студентов, в эту профессию, и сейчас я даже не представляю себя кем-то другим, – говорит Наталия.
Как известно, в первый год работы в школе выпускник педагогического вуза сталкивается с определенными трудностями: влиться в сложившийся коллектив всегда непросто. Наталии Алексеевой в этом плане повезло: коллектив школы принял ее очень тепло, коллеги старались во всем помогать и подсказывать. Самым сложным для нее было разобраться в документации и провести первое родительское собрание.
Как известно, Башкирский реском профсоюза регулярно проводит семинары в рамках Школы молодого педагога. Многие начинающие учителя отмечают, что для них одной из основных проблем является взаимодействие с родителями школьников. Наталия Алексеева уверена: эта проблема актуальна не только для молодого педагога, успешность работы с классом во многом зависит от взаимоотношений с родителями.
– Очень важно выстроить партнерские взаимоотношения с родителями учеников класса. Для этого необходимо быть терпимым, не нарушать личные границы родителей и уметь отстаивать свои интересы, – считает педагог. – В целом же молодому учителю стоит понять, что не всегда все будет получаться с первого раза. Не нужно бояться совершать ошибки и просить помощи у коллег. Этим, кстати, и полезен конкурс «Учитель года», так как это бесценный опыт, а также возможность проверить свои силы, познакомиться с интересными людьми, научиться у них чему-то новому и внедрить это в свою работу.
Наталия Алексеева уверена, что сегодня, когда у учеников есть доступ к большому количеству источников, роль учителя меняется. Его задача не просто дать новый материал, а научить ребят самостоятельно искать и проверять найденную информацию, ведь объем недостоверного материала в Интернете растет с каждым годом. Кроме того, из-за большого потока информации современного ученика сложнее удивить, что заставляет учителя постоянно быть в поиске новых средств и методов преподнесения материала.
– Один из подходов, который я начала практиковать в этом году, это подача нового учебного и воспитательного материала в виде юмористических видео, снятых на платформе TikTok, – рассказывает Наталия. – Детям такой подход нравится, они намного быстрее запоминают информацию. Кроме того, ребята с удовольствием начали снимать подобные видеоролики вместе со мной и друг с другом, что улучшает микроклимат в классе, а также является отличным способом реализации субъект-субъектного подхода в обучении.
Говоря о проблемах в образовании, которые она хотела бы решить, Наталия Алексеева в первую очередь отмечает заработок учителей:
– Необходимо создать единую систему оплаты труда, которая будет понятной и прозрачной. Большая разница в зарплатах подталкивает многих учителей к переезду в Москву или Санкт-Петербург. В связи с этим во многих регионах образуется нехватка квалифицированных преподавательских кадров.
Вторая проблема, особенно актуальная для классных руководителей, – это огромный объем повторяющихся отчетов и документации, который с каждым годом увеличивается.
– Возможно, стоит ввести единую электронную платформу, где все списки, анкетирования и т. п. будут в электронном виде. Таким образом, администрация школы сможет собрать необходимую информацию без помощи классного руководителя, – считает Наталия Алексеева. – Например, Московская электронная школа автоматически составляет списки детей – от основных до дополнительных – кружков и секций. Все в электронном виде – такой подход во многом облегчил бы работу классного руководителя в современной школе.
Артур СУНАГАТУЛЛИН. Фото автора
Комментарии