То, что жизнь директора школы – это далеко не сладкий сон, могли узнать участники вебинара, организованного профсоюзом «Учитель». В этот раз ведущий, призер Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, учитель математики гимназии №166 Санкт-Петербурга Иван Меньшиков пригласил на встречу директора школы №19 Ижевска Татьяну Никольскую. За плечами Татьяны Викторовны более 20 лет управленческого стажа. Кроме того, Татьяна Никольская возглавляет Ассоциацию образовательных организаций Удмурдской Республики.
Вопросов как от ведущего, так и от участников онлайн-вебинара было много, в том числе насущных и непростых. Например, интересен был взгляд руководителя образовательной организации на известную статью 278 ТК, согласно которой учредитель может уволить директора без объяснения причин.
По словам Татьяны Никольской, несомненно, вышеупомянутая статья защищает интересы работодателя и учредителя. Но в то же время наглядно свидетельствует о том, что растет тенденция сажать руководителей на «короткий поводок». Доказательством тому служит, например, переход на годичные трудовые договоры.
Какую перспективу для себя, для своей организации может видеть директор школы или детского сада, устраиваясь на работу на один год? Неугодных личностей можно менять таким образом хоть каждый год, однако с каждым новым руководителем приходит новая команда.
Ни педагогический, ни детский, ни родительский коллективы не успевают адаптироваться. Отсюда вполне объяснимое ухудшение качества образования в той или иной школе. К примеру, в Ижевске был вопиющий случай, когда за один год по данной статье уволили 7 директоров школ!
Сегодня в регионе нашли выход в совместной договоренности профессионального сообщества и депутатского корпуса о том, чтобы трудовые договоры с управленцами заключать не на один, а на три года.
В ходе беседы также затронули тему выборности должности руководителя образовательной организации. Как заметила Татьяна Никольская, в российских реалиях это, наверное, трудноосуществимо. Руководитель должен обладать определенным пакетом компетенций.
Не всегда об этих компетенциях известно выборщикам. Например, если в какой-нибудь совет, имеющий право выбора директора школы, войдут педагоги, родители, ученики, учредитель, то их мнения, взгляды на то, что должен делать руководитель, могут сильно разниться. Как в этом случае найти золотую середину?
Еще одним больным вопросом Татьяна Никольская назвала вопрос формирования штатного расписания. Конечно, руководителям даются методические рекомендации в отношении кадровой политики, однако они не отражают современных требований.
Сегодня в школу приходят другие дети, и в штате образовательной организации обязательно должны быть и психологи, и логопеды, и дефектологи. Правда, не каждый администратор готов противостоять давлению учредителя и бороться за нужные штатные единицы. Многие директора подстраиваются, а для тех, кто готов спорить, есть способ «укрощения» – предъявление срочного трудового договора.
Учителям, желающим попробовать себя в роли управленца, Татьяна Никольская посоветовала все-таки реально взвесить свои возможности – по плечу ли человеку эта ноша. Дело в том, что учитель и администратор – это совершенно разные люди. У них разные умения и разное мировоззрение.
В управленцы нужно стремиться тем, кто выходит за рамки своего предмета, кому интересны знания в другой области. И здесь важно не «пересидеть». Если учитель слишком долго собирался изменить свою профессиональную траекторию, с большой долей вероятности у него мало что получится. Все нужно делать вовремя.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии