25 октября исполняется 15 лет Федеральной таможенной службе России. Однако история таможенного дела в России уходит в глубину веков…
На таможенные сборы, налоги и пошлины веками финансировались многие нужды российских людей и страны в целом – развитие экономики, оборона и здравоохранение, образование и государственные реформы. Во все периоды российской истории таможенные органы боролись с контрабандой. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. В Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, противодействуя духовному растлению российского населения.
История не сохранила документальных свидетельств возникновения таможенного обложения в России. Но уже в договоре с Византией князя Олега (правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. – в Киеве, в 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры) таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие издавна.
Во все века государство защищало свои экономические интересы, поэтому развитие таможенной службы связано с историей российской государственности.
Считается, что история российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми в древнерусском государстве облагали товары на путях их перевозки. Самая древняя пошлина – мыт или мыто – упоминается в Русской правде Ярослава Мудрого
(XI в.). Ее взимали с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям, на заставах мытники (мытчики) – сборщики мыта.
В середине XIII в. монголо-татары ввели свою пошлину – тамгу (на тюркском – знак собственности, клеймо, печать). Поначалу ее брали, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князя или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, ее название перешло на все сборы, получившие наименование таможенных. Место их сбора стали именовать таможней.
В середине XVII в. приняты Торговый устав (25 октября 1653 г.), Уставная таможенная грамота (1654 г.) и Новоторговый устав (1667 г.). Эти документы стали началом реформ российской таможенной системы. В XVII в. таможнями управляли служившие бесплатно таможенные головы, выбираемые из первостатейных купцов, и их помощники из торгового посадского населения – целовальники. Их называли так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Таможенное оформление помогали вести работавшие по найму дьяки и подьячие. Таможенные головы.
Голове и целовальникам запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение установленных доходов от сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались, с головы и целовальников взыскивали недочет. За злоупотребления голов били кнутом, а то и карали «смертной казнью без всякой пощады».
При Петре I с 1700 г. управляющие стали таможенными бурмистрами, а с 1720 г. – оберцольнерами (от немецкого – досмотрщик, надзиратель).
В 1753 – 1757 гг. вновь была проведена реформа таможенной системы. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 г. Взамен 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов ввели добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары. В 1758 г. все таможни, кроме остзейских и расположенных по азиатской части, отдали в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами на 6 лет. В 1763 г. Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякина отдали под суд.
Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Для надзора над ними учредили Главную над таможенными сборами канцелярию, с 1789 г. надзор возложили на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 г. восстановили деятельность Коммерц-коллегии, таможни переподчинили ей. Министр коммерции стал главным начальником таможенных учреждений России.
В начале XIX в. коллежскую систему управления заменили министерской. В 1811 г. Министерство коммерции ликвидировали. Управление таможнями передали вновь созданному Департаменту внешней торговли, включенному в Министерство финансов, а с 1811 г. – в таможенное отделение Департамента внешней торговли Минфина. С 1864 г. таможенными органами руководил Департамент таможенных сборов.
В 1868 г. для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, в 1872 г. там основана таможенная флотилия. В октябре 1893 г. стражам границ присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи.
Первая мировая и Гражданская войны свели к нулю внешний товарооборот и функции российской таможни. После Октябрьской революции в апреле 1918 г. новые принципы были сформулированы в декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Главными функциями таможенной службы стали контроль над соблюдением государственной монополии внешней торговли и борьба с контрабандой. В 1921 г. в Наркомате внешней торговли организовано Таможенное управление, принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. Таможенный устав СССР 1924 г. окончательно закрепил новую систему управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль экспортно-импортных операций в рамках государственной монополии внешней торговли.
Главное таможенное управление подчинялось Министерству внешней торговли СССР с 1946 г. до 1986 г., когда было создано Главное управление Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР.
15 лет назад, 25 октября 1991 г. создан Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В августе 2004 г. он переименован в Федеральную таможенную службу (ФТС). Ею руководит Правительство России.
Вклад Федеральной службы в укрепление экономики страны очень высок. Например, только за первую половину 2006 г. ФТС перечислила в федеральный бюджет 1 трлн. 553,95 млрд. рублей – на 25,27% больше планового задания. В июле 2006 г. – 246,53 млрд. рублей – на 68,5 млрд. рублей больше запланированного. В июле задание выполнено на 138,47%, а в августе перечислено 253,62 млрд. рублей – на 72,07 млрд. рублей больше планового показателя. Задание на август 2006 г. выполнено на 139,7%. В итоге за 8 месяцев нынешнего года таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 1807,6 млрд. рублей – 127,11% планового задания, установленного Федеральным законом «О бюджете на 2006 год».
Комментарии