14 февраля 2005 года произошло событие, на которое поначалу не обратили особого внимания. Однако именно эта дата стала днем основания сервиса Ютуб, объединившего миллионы поклонников Всемирной паутины.
Простота и удобство – каналом YouTube пользуются даже дети – сделали его одним из самых популярных видеохостингов на планете. Вторая ступенька по количеству посещений в мировом рейтинге – красноречивее любых слов.
Сайт предоставляет услуги по хранению, доставке и показу видео. Здесь размещают профессионально снятые кинофильмы и любительские видеоролики. Число посетителей определит востребованность сюжета, покажет, насколько он интересен аудитории видеохостинга. Так что стать звездой канала может и школьник, и солидный взрослый педагог. Русская версия сайта YouTube появилась в ноябре 2007 года.
Примечательно, что изначально YouTube – произносится «ю тюб», «ю тъюб», «ютуб» (так называют видеохостинг на родине) – создавался как сайт знакомств с возможностью загрузки собственных видео. Судьбу сервиса определили пользователи: освоившись, они начали выкладывать не только короткие ролики о себе, но и о том, что происходит вокруг.
Любопытные факты. Для незатейливого замысла создатели сайта поначалу придумали легкомысленное название – «Tune In Hook Up» (с английского – «мотив для встречи»). Позже был придуман другой вариант – YouTube (дословно – «твое телевидение).
Рождение каждого значительного события сопровождается мифами и легендами. Пара-тройка лет – и сами их участники не смогут вспомнить, где была правда, а где – вымысел. Народ, как правило, выбирает наиболее интересную легенду.
Итак, в начале 2005 года трое закадычных друзей, которые работали в компании PayPal, должны были отправиться на корпоративную вечеринку. Чад Хёрли и Джавед Карим оказались в шумной толпе, где весело провели время. Стив Чен прийти не смог. Чтобы не просто рассказать приятелю, как это было, а показать, Чад и Джавед сделали видеозапись. Отправить послание оказалось непросто, электронная почта не сразу справилась с такой нагрузкой. Остаток вечера ушел на то, что в наши дни делается за секунды.
Миф о вечеринке с видеозаписью сначала обошел страницы глянцевых изданий, а уж потом добрался до изобретательной троицы. Парни удивились, но оспаривать его не стали. Словом, было это именно так или не было, осталось тайной.
Любопытные факты. Первый видеоролик появился на портале менее чем через два месяца после рождения – 23 апреля. Он был записан в зоопарке Сан-Диего, а в роли комментатора выступил Джавед Кэрим.
Вторая версия звучит убедительнее, но она менее интересна. Автором идеи YouTube стал скромный дизайнер Чад Хёрли, создатель логотипа платежной системы PayPal. Прозрение, пришедшее к нему в один из дней, напоминает случай с ньютоновским яблоком. Слова «эврика» в истории уроженца штата Пенсильвания не упоминалось, но что-то в этот момент он наверняка произнес. Поняв, что одному глыбу не сдвинуть, начал искать единомышленников. Ими оказались Джавед Карим и Стив Чен.
К моменту рождения Ютуб его создатели отправились в самостоятельное плавание, пополнив армию безработных. Каждый прекрасно понимал, насколько велик риск. Но выхода не было – амбициозный старт-ап требовал колоссальных усилий и много времени. Детище оказалось прожорливым. Оно нуждалось не только в компетенциях, но и деньгах. Долги росли, как снежный ком, но цель, маячившая в конце тоннеля, упрямо вела вперед. Чад Хёрли нередко вспоминает, что первые идеи для наглядности изображал на доске.
Уже первый год показал: изобретение получило мировую известность, а приятели к концу 2015-го заработали по 300 млн. долларов. В 2006-м сайт Ютуб вошел в Топ-5 популярных сервисов США. Неизвестно, каким бы стал современный интернет, не будь троицы вундеркиндов. По силе воздействия Ютуб нередко сравнивают с телевидением и кинематографом.
В 2006 году собственником YouTube стала компания Google, купившая канал за 1,65 млрд. долларов. Эксперты считали сумму необоснованно завышенной, но владельцы не прогадали. Впервые доходы Google были обнародованы в 2019 году. Тогда только на рекламе компания заработала больше 15 млрд. долларов.
Любопытные факты. Поначалу на сайте Ютуб не было коммерческой рекламы. Но уже через некоторое время появился первый ролик. Предприимчивый Хёрли сопроводил его забавным комментарием-извинением, сообщив, что владельцам не хватает денег рассчитаться с водопроводчиком.
У видеохостинга есть свои лидеры, бьющие рекорд за рекордом. К примеру, чтобы увидеть целиком видео гигантского ролика «The longest video on Youtube» (дословно – самое длинное видео на YouTube), потребуется 23 дня. А клип американской хард-рок-группы Guns N’ Roses «November Rain» продолжительностью 9 минут, по состоянию на 2019 год, посмотрели больше 1,3 млрд. раз. История продолжается, событий, достойных внимания, впереди много.
Комментарии