Сегодня большинство людей, проживающих на земном шаре, могут с гордостью сказать, что вся история развития компьютерных технологий прошла на их глазах. В короткий период времени произошла глобальная техническая перестройка практически всех сфер человеческой деятельности. Система образования требует кардинальных перемен в направлении информатизации. Не секрет, что классная доска часто пока остается единственным средством обучения. Если мы хотим воспитать человека, самостоятельно и творчески мыслящего, умеющего находить ответы и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические технологии.
Информатизация образования в Копейске: первые шаги
Копейск был основан сто лет назад с началом промышленной разработки челябинских каменноугольных копей и долгое время развивался преимущественно как шахтерский город. Однако образованию здесь всегда придавалось особое значение: вложения в школу – это инвестиции в наше будущее. В частности, на поддержку системы образования, включающей 98 учебных заведений, направлены четыре городские целевые программы. Только за последние пять лет для школ приобретено 24 компьютерных класса.
С середины 80-х годов в копейские школы вошел общеобразовательный предмет «Информатика». В учебных заведениях стали появляться компьютерные классы. В последние годы появилась возможность проводить в компьютерном классе уроки не только по информатике, но и по другим предметам. Использование информационных технологий дало учителю новые наглядные методические средства и больше возможностей в подготовке выпускников учебных заведений, способных к полноценной жизни и работе в современном обществе.
В 1995-2000 годах несколько школ Копейска начали осуществлять проект экспериментальной площадки «Внедрение информационных технологий в учебный процесс». Три основных направления эксперимента – использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности, внеклассной работе и управлении школой.
Перед учителями информатики стояло множество задач. Не только повышение информационной культуры учеников, развитие своего мастерства, изучение новых программных продуктов, но и приобщение учителей других предметов к использованию компьютеров на своих уроках. Так, в городе сформировалась группа учителей, которые и по сей день активно применяют компьютерные технологии на своих уроках.
Почему же учителя заинтересовались проведением уроков с компьютерной поддержкой? При подготовке к уроку любой учитель всегда ставит перед собой несколько задач: выполнить учебную программу, закрепить изученный материал, вызвать стойкий интерес к предмету, сформировать навыки самостоятельно добывать необходимую информацию и т.д. В рамках традиционного урока решить все эти задачи весьма сложно, но проблем становится меньше, если использовать компьютер и цифровые образовательные ресурсы.
Создание межшкольного методического центра
Чтобы осуществить регулярное проведение «компьютерных уроков», необходимы три условия:
каждой школе иметь компьютерный класс, предназначенный только для учителей-предметников, или класс с небольшой загруженностью уроками информатики (для малокомплектных школ);
в каждой школе хотя бы один предметный кабинет оборудовать автоматизированным рабочим местом учителя, включающим компьютер, мультимедийный проектор, принтер и сканер;
иметь специалистов, способных научить учителей-предметников проводить современные, интересные уроки.
Многие учебные заведения Копейска уже оснащены современными компьютерами. Например, все средние школы города имеют полноценные компьютерные классы. Решена задача компьютеризации учреждений начального и среднего профобразования, детского дома, межшкольного учебного комбината, школы-интерната. Однако далеко не все педагоги оказались способны использовать новые технические возможности в образовательном процессе. Последнее условие будет обеспечено деятельностью межшкольного методического центра (ММЦ), созданного в Копейске в рамках проекта Национального фонда переподготовки кадров «Информатизация системы образования». Основная задача центра – повышение ИКТ-компетентности педагогов. Все они смогут открыть для себя новые возможности: научатся работать с компьютером, принтером, сканером и прочей оргтехникой, освоят компьютерные программы и интернет, цифровые образовательные ресурсы.
Копейский ММЦ был открыт на базе средней школы №6 как ее структурное подразделение. Его создание началось с подготовки помещений: центр расположен в 13 кабинетах. Затем была закуплена мебель. Всего из городского бюджета затрачено около 2,2 млн. рублей. Еще на 2,5 млн. рублей, но уже из средств проекта, центр получил компьютерную и оргтехнику. Сейчас в ММЦ имеются 54 компьютера, в том числе три ноутбука для проведения выездных мероприятий. Для работы в центре задействованы лучшие учителя информатики и учителя-предметники, активно применяющие новые технологии в учебном процессе.
За центром закреплено 40 учебных заведений (из них 30 школ и 10 учреждений дополнительного образования), в которых работают 1270 педагогов. В течение трех лет в ММЦ Копейска пройдут обучение более 500 педагогов, в том числе и дополнительного образования. В центре всем педагогам города будут оказывать регулярную методическую поддержку, предоставят доступ к цифровым образовательным ресурсам медиатеки.
ММЦ поможет всем
В системе образования Копейска есть Центр методического обеспечения (ранее он назывался методическим кабинетом при управлении образования). Появление в городе второй методической службы сначала насторожило учителей – тем более и в названиях двух структур есть определенное сходство. Но затем педагоги поняли, что наши функции различны и ММЦ может оказать им большую помощь в овладении новыми педагогическими технологиями.
Так, наш центр обеспечивал информационно-техническую поддержку конкурса «Учитель года». Инженерами ММЦ практически для всех участников были подготовлены фильмы для конкурса «Самопрезентация». Некоторые учителя воспользовались услугами методистов центра для создания презентаций к конкурсам «Защита авторской концепции» и «Мастер-класс».
Кабинеты ММЦ практически всегда заняты проведением курсов для педагогов и различных семинаров, мастер-классов, методических консультаций. Сейчас в нашем центре проводятся курсы повышения квалификации для учителей-предметников. На данный момент обучаются сразу пять групп по 12-13 человек. Занятия проводятся один раз в неделю по 8 часов. Первыми же курсы повышения квалификации прошли 20 директоров средних школ. По результатам обучения им были торжественно выданы ноутбуки, которые они активно начали осваивать и применять в своей работе.
Уже начала действовать «горячая линия», по которой учителя могут получить необходимую методическую и консультационную поддержку в области компьютерных технологий.
С центром же методического обеспечения (директор Г.А.Феофилова) мы активно сотрудничаем. У них большой опыт работы с учителями, директорами, и по многим вопросам методисты центра оказывают нам неоценимую помощь. Мы же со своей стороны помогаем сотрудникам ЦМО овладеть новыми компьютерными технологиями для использования их в своей повседневной работе. Общими силами мы уже выпустили сборник элективных курсов по профильному обучению, составленных копейскими педагогами. Методисты ЦМО и специалисты управления образования всегда присутствуют на семинарах и мастер-классах, проводимых ММЦ для различных категорий работников образования: директоров, завучей, библиотекарей, учителей.
В каждой школе Копейска создана школьная команда по информатизации, обязательно включающая в себя директора или завуча, учителя информатики и нескольких учителей, активно применяющих ИКТ на уроках. Организован специальный обучающий семинар для членов команд, к работе которого активно подключились методисты ММЦ и Центра методического обеспечения, специалисты управления образования. Например, главный специалист управления образования О.А.Тарасова выступила перед участниками семинара с докладом о национальном проекте «Образование», подробно остановилась на разделе «Информатизация системы образования» муниципальной программы.
Отличием нашего центра является издание собственной газеты «Вестник ММЦ». Газета предназначается для педагогических работников, прикрепленных к нашему центру. В ней мы публикуем информацию о проекте ИСО, о конкурсах, объявленных в рамках проекта, мнения педагогов, прошедших обучение, сведения о ММЦ из других районов нашей области и других пилотных регионов.
Михаил КОНАРЕВ,
глава Копейского городского округа:
– На сегодняшний день межшкольный методический центр – самое большое богатство нашей системы образования. Главный результат его деятельности должен состоять в том, чтобы стимулировать учителей к активному использованию компьютерных технологий. Не секрет, что долгое время психологический барьер был серьезным препятствием в овладении педагогами компьютером. Тормозящим моментом являлось (и сейчас есть) не вполне осознанное представление обо всех преимуществах использования компьютера. Сегодня психологический барьер должен быть устранен, потому что учитель не в одиночку будет постигать «неизведанное», и мотивация среди педагогов резко изменилась. Да и перед школьниками учитель не может выглядеть смешным и несостоятельным.
Актуальность проекта информатизации связана и с введением профильного обучения старшеклассников. Девять школ Копейска с 2003 года являются участниками федерального эксперимента по введению профильного обучения. Интернет-образование, дистанционное обучение – это возможность получить углубленную подготовку для тех школьников, которые не могут изучать профильные предметы и элективные курсы в своей школе. Сейчас в Копейске учреждены пять грантов для педагогов, эффективно внедряющих современные образовательные технологии.
Для школьников, так же как и для учителей, новые информационные технологии – это огромные возможности: многообразие программ, интернет-ресурсы, электронная почта, различные базы данных и т.д. Все это позволит выпускать из школы людей высокой информационной культуры, востребованных на рынке труда, и в целом повысит качество образования и воспитания молодых копейчан.
Наши перспективы
Вспомним, что ключевым и главным элементом образовательной системы является ученик. Что же дадут все эти нововведения учащимся?
Во-первых, урок станет интересным. Как следствие, повысится познавательная активность ребенка как на занятии, так и вне его.
Во-вторых, с помощью интернета, новых технологий мы сможем «достучаться» до каждого ученика, в том числе до детей с ограниченными возможностями. Большую помощь в этом окажет дистанционная форма обучения.
В-третьих, благодаря проведению конкурсов в поддержку педагогических инициатив, объявляемых в рамках проекта ИСО, будет организован досуг большого числа детей. У ребят появится возможность проявить свои способности и таланты. И этот список можно продолжать до бесконечности…
Чтобы учитель был современным, интересным для своих учеников, добивался качественных результатов, ему необходимо изменить подход к организации учебного занятия. Без компьютера, интернета, цифровых образовательных ресурсов это уже невозможно осуществить. При этом педагог по-прежнему будет играть ведущую роль в образовательном процессе. Современные информационно-коммуникационные технологии дают лишь новый мощный инструмент для проведения учебных занятий, повышающий производительность труда как учителя, так и ученика. Помочь учителю освоить этот инструмент и активно применять на своих занятиях – главная задача межшкольных методических центров.
Илона ЮРЬЕВА, директор межшкольного методического центра Копейского городского округа Челябинской области
Комментарии