search
main
0

123 сестры Чехова. «Мелиховская весна» попрощалась со зрителями до следующего года

Фестиваль «Мелиховская весна» 2016 года закрылся и, кажется, сама природа оплакала это событие: в разгар финального спектакля «123 сестры», проходившего на открытом воздухе – веранде усадебного дома – ударил гром, хлынул дождь, переходящий в ливень: природа вторила словам героинь, жалующихся на климат, когда, того и гляди, «снег пойдет» или громовыми раскатами – на реплику: «У нас незадолго до смерти отца гудело в трубе. Вот точно так». Мистические совпадения с ироническим оттенком вполне в духе и Мелихова, и прославившего его хозяина — Антона Чехова.

Но ни дождь, ни жестокость откормленных комаров зрителей прогнать не смогли: спектакль, которым закрылся фестиваль, захватил такой наполненностью, такой искренностью актерского существования, такими яркими и одновременно тонкими режиссерскими решениями, что хорошо знакомый текст «Трех сестер» зазвучал заново, очищенный от прежних наслоений и постановка Сергея Голомазова и Веры Бабичевой, осуществленная с труппой ТОМа – Творческого Объединения Мастерских Голомазова зазвучала как впервые прочитанный умный, глубокий, будоражащий разум и душу текст. Нет, даже не текст, а прожитая жизнь одной очень близкой семьи. А, может, оказала воздействие особая аура этого места?

Актеры труппа – недавние выпускники режиссера – так же молоды, как и персонажи, которых они играют. Красивы, ярки и так же полны ожидания счастья. Кажется, сестры совсем недавно играли в куклы: вот они, их любимицы, на ящиках, что громоздятся на сцене. Поначалу – это предмет, необходимый для отъезда: в ящиках, на которых сестры старательно выведут сакраментальное: «В Москву!», – разместятся все нужные для тамошней жизни вещи. Но по мере развития действия ящики будут менять свое назначение, превращаясь то в музыкальный ударный инструмент во время лихого кавказского танца соперников на сердце Ирины, то в предмет меблировки, то в гробы, в которых отчаявшиеся героини заживо хоронят себя. Стареют и куклы – их alter ego, утрачивая былую красоту и ту изначальную восхищенную любовь девочек. Взрослеют их хозяйки, проходя тот же жизненный путь. Взрослеют, утрачивая надежду на счастье. И их «В Москву! В Москву!» звучит уже не как реальность, а как мантра для самоуспокоения в минуты полного отчаяния. Только там, где проходило их детство, они были счастливы. Их мечта о Москве – мечта о былой радости. Но разве можно вернуть былое? И все назойливее, все нестерпимее – беспрерывное звучание пошленькой песенки из патефона – словно вечный лейтмотив жизни, что всех их ждет. Достойный фон для высоких речей о грядущем счастье…

Словом, премьера молодого театра стала достойным завершением фестиваля. Фестиваля, который прошел без участия его основателей Татьяны Шах-Азизовой и Юрия Бычкова, ушедших из жизни совсем недавно, но вобравшем то лучшее, что ими задумывалось: показ всего разнообразия и глубины драматургии Чехова и инсценировок, созданных на основе его литературных произведений. Новый экспертный совет отобрал для программы спектакли из больших и малых городов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья от камерных постановок с их интимной, исповедальной проникновенностью до масштабного музыкального действа с элементами эксцентрики – своего рода антологии юмористических рассказов Антоши Чехонте, от мистической композиции, изобилующей обобщающей символикой писателя – до ироничной комедии в жанре «черного юмора». При этом, независимо от условий, в которых существует театр-участник, было выдержано основное требование: практически все спектакли отличал высокий профессионализм и самобытность режиссерских решений, искренность, самоотдача и та эмоциональность, которая заряжает зрительный зал мощной энергетикой, вызывая желание вновь и вновь соприкоснуться с великой драматургией и поскорее встретиться уже на следующем – XVIII фестивале «Мелиховская весна».

Фото предоставлено пресс-службой театра ЦДА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте