Очень часто можно услышать вопрос: «Ну как же можно этого не знать?» Нам, взрослым людям, кажется порой, что некоторые вещи настолько очевидны, что не знать их просто невозможно! На самом деле возможно. Никто не рождается с вложенными в голову знаниями.
Издания для подготовки к ВПР по математике, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»
Нам, учителям, бывает трудно опуститься до уровня незнания, нырнуть в этот омут, в котором барахтается ученик, пытаясь выплыть. И вместе с ним по щепочке, по бревнышку построить, пускай утлое, суденышко, которое поможет ему выплыть из пучины незнания. Вместе с ним шаг за шагом пройти весь тот путь, который был исторически пройден человечеством, когда-то открывший впервые те истины, которые сейчас кажутся прописными. Вместе с ним подготовить надежное судно для плавания по океану Познания и помочь поверить в свои силы.
Эта сложная и кропотливая работа доверена самым важным учителям в школе, закладывающим фундамент для дальнейшей учебы ребенка. Я говорю, конечно же, об учителях начальных классов.
Мне, предметнику, небезразлично, какие дети придут ко мне в 5-й класс на урок математики. Уже очень давно мы работаем совместно с коллегами из начальной школы, чтобы обеспечить комфортный переход наших ребят из начальной в среднюю школу. Но, как известно, на этом рубеже их поджидает первое серьезное испытание – ВПР.
Несмотря на общую нестабильность обстановки в нашем обществе в связи с пандемией, всероссийские проверочные работы – это неизменная составляющая учебного процесса. Кстати, график их проведения в текущем учебном году уже утвержден, они пройдут с марта по май 2022 года согласно приказу Рособрнадзора №1139 от 16.08.2021.
Совместно работая с коллегами из начальной школы для подготовки ребят к ВПР по математике в 4-м классе, мы отдаем предпочтение пособиям издательства «Экзамен» по трем простым причинам:
Авторы пособия сами являются разработчиками заданий для ВПР. Кроме того, пособие выходит под редакцией Ивана Ященко, что является дополнительной гарантией качественных и актуальных на данное время заданий.
Данное пособие прошло экспертизу Федерального института оценки качества образования.
Пособие выходит в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов, что позволяет учителю выбрать удобный именно для его класса или, что очень важно, для конкретного ученика.
Удобство использования – еще один плюс этого пособия. Кроме нужного количества вариантов книга содержит, конечно, подробные инструкции по выполнению и оцениванию работы, а также правильные ответы, которые, впрочем, легко вынимаются.
Мне как учителю математики, к которому придут вчерашние четвероклассники, небезразлична их подготовка к ВПР. Ведь некоторые задания будут иметь логическое продолжение и в следующих классах. Мне важно понимать, где ребенок может, оступившись, попасть в тот омут незнания, из которого ему будет очень трудно выплыть на уроках математики в средних и старших классах.
Первые два задания любого варианта – это примеры на вычисления, с которыми многие дети легко справляются.
Такие задания можно выполнять с ребятами на любом уроке, включив их в устный счет или в математический диктант.
В третьем задании, например, требуется по расписанию киносеансов определить время на уборку после киносеанса «Три медведя», если он состоит из двух частей по 30 минут, идущих без перерыва, а уборка зала должна закончиться за 10 минут до начала следующего сеанса.
Нам, взрослым, это кажется очень простым, однако не так уж редко встречаются дети, плохо определяющие время по часам. Как раз на таких заданиях можно и сформировать этот полезный для жизни навык. Учиться понимать всевозможные расписания и вписывать в них свой график – это просто требование времени.
Четвертое задание может быть таким: «Завтра будет воскресенье. Какой день недели был позавчера?»
Это еще одно необходимое в жизни умение – жить в ладу с календарем. Можно сказать, основы модного тайм-менеджмента для детей.
В пятом задании проверяются геометрические представления ребенка. Например, построить прямоугольник, включающий в себя все точки, обозначенные на чертеже, да еще с периметром в 18 см. Вам слишком просто? Тогда еще и площадь найдите.
Обычно мы рассуждаем так. Если периметр 18 см, то длина и ширина вместе – 9. На нашем чертеже возможен прямоугольник со сторонами 3 и 6 см, который будет включать отмеченные клетки. Начертив его, ребенок легко получит и площадь по известной формуле.
Шестое задание проверяет умение работать с таблицами, причем очень разными. Например, с такой.
Я предлагаю ребятам самим поставить вопросы к этой таблице. Как правило, их бывает много. Ребята сразу угадывают один из вопросов: «В каком классе больше всего учеников?» И даже попадаются те, кто угадывает второй вопрос авторов: «В каком классе наибольшая разница между мальчиками и девочками?» Со временем дети учатся ставить такие вопросы к любым таблицам и, конечно же, легко на них и отвечают.
Более трудные вычисления подстерегают ребят в седьмом задании.
Разумно включать такие примеры в текущие самостоятельные работы, особенно обращая внимание на оформление решения, а не просто на запись ответа.
Восьмое задание – практическая задача с понятным для детей содержанием. Например: «Оля хочет купить как можно больше ручек на 60 рублей. Одна ручка стоит 6 руб. 50 коп. Сколько ручек она может купить?»
Предлагая решение подобных задач ребятам, я не упускаю случая «расширить» ее. Какие вопросы можно поставить еще? Как изменить данные, чтобы ручек можно было купить ровно 10? Таким образом, ребята учатся решать не именно эту задачу, а целый класс задач подобного содержания.
Девятое задание – это действительно тайм-менеджмент для начинающих:
«Чтобы поступить в 5-й класс лицея, нужно с понедельника по пятницу пройти три вступительных испытания: по математике, русскому языку и английскому языку. В один и тот же день проходить два испытания не разрешается. В лицее повесили расписание: математику можно сдать в любой день, кроме четверга, русский язык – во вторник и в среду, английский язык – во вторник и в пятницу. При этом английский язык обязательно нужно сдать до математики и русского языка. Вася успешно справился со всеми тремя испытаниями».
Предлагается вопрос: «В какой день Вася сдавал русский язык, а в какой – математику?»
Даже взрослый человек с наскока может не справиться. Решение задач с таким большим текстом – это и проверка умения правильно прочесть условие, не запутавшись в количестве слов. А вы знаете, что некоторые дети не выполняют какие-то задания из-за большого объема условия? Они могут даже не пытаться их прочесть! Грамотная подготовка снимает этот психологический барьер боязни большого текста. А снимать этот барьер обязательно нужно хотя бы для решения более массивного десятого задания. Например, по представленному тексту составить семейное древо, шаблон которого тоже есть в книге.
В представленном тексте важно научить ребят выделять важное и отсеивать ненужное:
«Меня зовут Марина. Моего папу зовут Дмитрий Алексеевич. Он у меня самый умный, добрый и внимательный папа на свете. Мой папа технолог по нефтепереработке. Мою маму зовут Раиса Степановна. Она стоматолог. Еще у меня есть старшая сестра Алла и младший брат Никита. Заботиться о нас маме помогают папины родители. Моего дедушку зовут Алексей Иванович. Он уже на пенсии, а раньше работал слесарем. Моя бабушка Вера Васильевна работала переводчиком. Мамины родители живут в другом городе. Бабушка Ольга Дмитриевна и дедушка Степан Федорович дрессировщики. Когда мы приезжаем к ним в гости, то с удовольствием ходим в цирк, чтобы посмотреть выступление их питомцев».
Как дать понять детям, что именно тут важно? По виду схемы, конечно. Имена и родственные отношения необходимы, все остальное – лишняя информация.
Конечно, такого рода задания труднее включать в обычный урок, но, используя данное пособие, их вполне можно сделать частью домашней работы, интересной для ребят.
Следующее, одиннадцатое, задание предлагает ребятам или построить зеркальное отображение, или по отображению восстановить оригинал, то есть изучается симметрия. Тренировка тут тоже не помешает, я бы даже устраивала соревнования по решению таких заданий на скорость, благо формат книги позволяет это делать.
Ну и, наконец, последнее, двенадцатое, задание. Непростое, надо сказать. По решению этого задания я как предметник могу выделить ребят с математическими способностями:
«Петя говорит Васе: «Я тяжелее тебя в два раза». А Вася говорит Пете: «А я легче тебя на 22 килограмма». Оба говорят правду. Сколько килограммов весит Петя?»
Нам, предметникам, проще быстро составить уравнение и решить его в уме. Однако я стараюсь дать ребятам в первую очередь арифметическое решение задачи, которое будет понятно любому ребенку. В самом деле, если два Васи уравновесят весы, на другой чашке которых будет один Петя, то разница в 22 кг и есть вес Васи. Тогда Петя весит 44 кг. Вот и все решение.
Двенадцать заданий, как двенадцать подвигов Геракла, ждут наших ребят в конце начальной школы. Как мы видим, это задания в большинстве своем даже не про числа, а про те необходимые в современном мире каждому человеку навыки, научить которым мы и должны. Понимание, что математика – это не только примеры и задачи, а здравый смысл, присущий любому из нас, помогает ребятам уверенно вести свой корабль знаний по нужному им курсу. А помочь им в этом можем мы, учителя, и проверенные временем пособия издательства «Экзамен».
В статье использованы задания из учебного пособия «Всероссийская проверочная работа. Математика: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС» под ред. И.В.Ященко.
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики школы №1 имени В.П.Леонова ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии