Акция “УГ”
В рубрику “12-й класс” приходят десятки писем от начинающих учителей: вчерашние студенты, покинув вузовские аудитории, зачастую чувствуют себя неуверенно в школьном классе. Молодые учителя просят совета, помощи, рекомендаций.
Но в почте “УГ” встречаются и другие письма – от директоров и завучей школ. Качество подготовки молодых специалистов оценивается как неудовлетворительное. Эмоции подтверждаются и исследованиями – в Республике Марий Эл, например, средняя удовлетворенность школьной администрации подготовкой педагогической “смены” составила 34,2 процента.
Проблема качества – вечная проблема. В наши дни она обостряется тяжелым материальным положением учителя и всей сферы образования. Как помочь школе? “Учительская газета” и экспериментально-технологическая площадка “Преемственность” решили организовать очно-заочные курсы. Надеемся, что наша новая акция привлечет внимание не только молодых учителей, но и их опытных коллег, а также завучей, директоров, методистов, руководителей региональных управлений образования, работников институтов повышения квалификации. В каждом номере “УГ” в течение апреля-июля читайте наши публикации под рубрикой “Курсы молодого учителя”.
Для того чтобы по окончании курсов получить удостоверение, необходимо: выполнять задания, которые будут предлагаться после публикации отдельных занятий (в простой тетради разборчивым почерком); пройти собеседование с представителями экспериментально-технологической площадки “Преемственность” по опубликованному курсу. Для собеседования нужно приехать на один день в Москву. Если руководители региональных управлений образования готовы принять у себя представителей наших курсов, то проведение собеседования возможно в любом крупном городе на базе местного института усовершенствования учителей.
По вопросам проведения и организации курсов пишите к нам в газету (на конверте пометьте “Курсы”) или звоните по телефону (095) 298-89-90.
Курсы молодого учителя
Ключи после диплома
Занятие 1. С чего начинается мастерство
Во всех учебниках классической педагогики говорится о том, что принципы обучения определяют путь достижения поставленных перед учителем целей. На самом деле знание принципов не гарантирует мастерства педагога – это хорошо известный парадокс. Молодой учитель, закончивший вуз с красным дипломом, работает зачастую хуже, чем опытный педагог, давным-давно позабывший принципы обучения.
Тогда, может быть, знание методов обучения приведет учителя к успеху? Но, оказывается, можно прекрасно знать классификацию методов (допустим, по “Педагогике” Ю.К.Бабанского) и все равно учить плохо.
Как же быть? Пожалуй, ближе всего к истине подошел В.Онищук в своей книге “Урок в современной школе”: ключ к мастерству учителя – это микроструктура методов, технология урока. Учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут реализовываться.
У молодого учителя обычно на вооружении два-три десятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос у доски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – для многих уже проблема. Между тем у опытного учителя за годы преподавания их накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодой педагог затратит не менее десяти лет на то, чтобы приобрести необходимый для урока инструментарий. Реально же на становление учителя уходит в среднем… 26 лет (данные анкетирования в Донецке и Республике Марий Эл). Таким образом, большая часть учителей так и уходят на пенсию, не став опытными.
Выход нашли талантливые практики, в частности Владимир Леонидович Чуйко, бывший директор 1-й школы Донецка. В свою бытность он проводил специальные уроки для молодых учителей, уроки-демонстрации, мастерские… Опытные коллеги показывали начинающим до двух десятков приемов работы за урок. И получалось, что, побывав за год на пяти подобных занятиях, учитель приобретал до сотни приемов – необходимый строительный материал для создания грамотного и действенного стиля работы. Но здесь возникала другая проблема – как эти приемы систематизировать? Сотня с лишним приемов должна быть четко разложена по полочкам – “кирпичи” отдельно от “бетона”, “отделочные материалы” в ином месте, чем “стекло”, и тогда “строительство” урока будет быстрым и эффективным.
Вариант такой систематизации предложен экспериментально-технологической площадкой “Преемственность”, возглавляемой кандидатом педагогических наук Всеволодом Зайцевым. В основу систематизации приемов положено представление Коменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом – память, потом – руки. Выражаясь языком современной науки, эти ступени обучения можно соответственно назвать пониманием, усвоением и применением (рис. 1). На каждом из уровней обучения решаются свои дидактические задачи, действуют свои закономерности, нарушение которых приводит к нежелательному снижению качества знаний. Приведем примеры таких нарушений.
…Многие руководители районных методобьединений учителей физики высказали претензии к качеству учебника братьев Кикоиных. По их мнению, авторы учебника пренебрегли получением представлений, т.е. осознанием материала; раздел механики получился более абстрактным и трудноусвояемым, чем у других авторов. Механика из-за этого потеряла привлекательность для будущих рабочих.
…Для усвоения знаний в вузовском обучении делается акцент на тематическом повторении, в школьном – на текущем. Это соответствует возрастным особенностям и уровню развития обучаемых. Но когда в вузе вовсе отказываются от текущего повторения, а в школе – от тематического, то резко снижается качество знаний.
…На уровне применения знаний часто наблюдается нелепое стремление как можно быстрее перейти к творческому применению, минуя стандартное. Эта тенденция много раз себя дискредитировала, поскольку невозможно развить творческие способности учеников без труда, скачком.
Избежать подобных нарушений поможет система приемов обучения, содержащая 9 подсистем. Если ученик осознал, осмыслил и обобщил – он понял материал. Следующие три шага – текущее повторение, тематическое (систематизирующее) повторение, итоговое повторение – позволят ребенку материал усвоить. Такая структура подсистем на данном уровне обучения основана на трехфазной структуре памяти (по Аткинсону, США, рис. 2). Информация первоначально поступает в сенсорный регистр (СР), и за доли секунды, пока она там пребывает, ученик, слушая обьяснение или читая книгу, должен выбрать главное. В кратковременное хранилище (КВХ) проходит то, что он отобрал. Здесь есть блок повторения (БП), и полученная информация прокручивается несколько раз. Наконец, то, что запомнилось, отправляется в долговременное хранилище (ДВХ). Исходя из такого представления о структуре памяти, необходимо и несколько видов повторения – текущее, чтобы отобрать главное и прокрутить его несколько раз; тематическое, чтобы систематизировать и загрузить информацию в ДВХ, и, наконец, итоговое повторение как профилактика забываемости.
Три подсистемы и на уровне применения – сначала формирование и совершенствование умений, потом стандартное применение и затем творческое использование знаний и умений.
Итак, подведем итог нашему занятию. Ключ к мастерству учителя – это не принципы и не методы, а систематизация приемов, опора на закономерности, которые есть на каждом уровне обучения и в каждой подсистеме, и, наконец, формирование технологий, опирающихся на закономерности.
Вполне естественно, что наше следующее занятие посвящено закономерностям обучения.
Рис. 2
Занятие 2. Закономерности обучения
“Закономерности обучения – это обьективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения” – такое определение этого понятия дает “Педагогика”, учебное пособие, созданное под руководством профессора П.И.Пидкасистого (М., 1995). Особенность понятия “закономерности” в дидактике состоит в том, что связи, зависимости компонентов обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Большая часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Поэтому вполне резонно встает вопрос об уровне изученности закономерностей.
Первый уровень изученности закономерности – уровень словесного описания. Примеры подобных формулировок мы можем встретить еще в древности. Сенека: сначала надо заботиться о нравах, а потом об обучении. Исследования, проведенные экспериментально-технологической площадкой “Преемственность”, подтвердили эту закономерность: внимательность, деликатность, воспитанные в ребенке, действительно коррелируются с успеваемостью (в отличие, допустим, от вежливости, которая отнюдь не всегда является проявлением нравственности). Закономерности описывал и Аристотель: “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. У нас сегодня зачастую бытует другой взгляд: сначала развитие мышления, интеллекта… Но, может быть, стоит прислушаться к древним? Интересные дидактические правила встречаются и у Квинтилиана: тот, кто не будет быстро писать, не сможет быстро думать.
В свое время Адольф Дистервег сформулировал 33 дидактических правила, которые есть не что иное, как закономерности обучения в словесном описании.
Следующий уровень изученности закономерностей – уровень количественных оценок. В качестве примера можно рассмотреть закономерность, выведенную немецким ученым Х.Кляйном. Время, которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашнего задания, соотносится как 1 к 6. Тем, кто привык творчески работать, это соотношение дает большую пищу для размышлений. Легко понять, что если мы дадим домашнее задание в расчете на сильного ученика и ему потребуется на работу 3 часа, то слабому придется корпеть 18 часов! Естественно, что слабый ученик не будет его выполнять – в лучшем случае спишет. Поэтому учитель, дающий для всего класса домашнее задание в расчете на сильного ребенка, занимается антипедагогикой.
Но, может быть, тогда предложить домашнее задание в расчете на слабого ученика? Ему потребуется на выполнение работы 3 часа, а сильному – полчаса… Не годится – отличник будет развращаться бездельем, путь к дальнейшему развитию для него закроется. Ориентироваться на среднего? Корень из 6 приблизительно равен 2,4; и получается, что в таком случае сильный будет недогружен в 2,4 раза, а слабый соответственно во столько же раз перегружен. Остается один-единственный выход, основанный на закономерности обучения, открытой Кляйном и подтвержденной отечественными исследованиями во Владимире и Челябинске, – домашнее задание должно быть дифференцированным.
Количественной оценкой реально существующей закономерности, по логике вещей, должны быть и министерские нормативы по скорости чтения и письма для детей, оканчивающих начальную школу. В нормативах сказано, что дети к пятому классу должны читать не менее 90-100 слов в минуту, а писать со скоростью 40-45 букв в минуту. Даже такой невысокий норматив выполняют только 87% детей. Но достаточно ли такого багажа умений, чтобы хорошо учиться в пятом классе, где количество материала удваивается? Закономерности обучения дают другую количественную оценку – будущему отличнику-пятикласснику надо читать со скоростью 150 слов в минуту (в темпе разговорной речи), а будущему хорошисту – со скоростью 120 слов в минуту. Выходит, что, ориентируясь на министерскую количественную оценку, учитель готовит будущих крепких троечников…
Накопление количественных оценок позволяет в изучении закономерностей выйти на новый уровень – табличный.
Проверить эту закономерность легко – возьмите журналы нынешних VI-VIII классов, выпишите из них фамилии хорошистов и отличников (много не будет, разве что класс специально отобранный) и посмотрите в школьном архиве журналы этих же классов за последний год начального обучения. Такова закономерность…
Исследования, проведенные при изучении самарского опыта обучения пересказу, позволили установить закономерности между разнообразными опорами и уровнем пересказа. Какая же из опор лучшая? Выяснилось, что на каждую из групп школьников – хорошистов, твердых троечников и слабых учеников разные опоры влияют неодинаково.
Исходя из этой таблицы и отраженной в ней закономерности, учитель может составить упражнения для всего класса и разных групп учеников, чтобы эффективно, быстро научить детей пересказывать.
Закономерности можно отражать и графически. Ниже представлен фрагмент графика, отражающий зависимость количества хорошо читающих детей от наполняемости классов (выполнен на основе исследований, проведенных в Донецке).
Падение кривой подтверждает еще раз необходимость снижения наполняемости классов.
Наконец, аналитический уровень изучения закономерностей. Зададимся вопросом: как зависит скорость вычисления от частоты ошибок? Одни учителя говорят – погонимся за скоростью, ученик будет торопиться, делать ошибки. Другие возражают – ничего подобного, сначала надо уменьшить число ошибок, и тогда возрастет скорость. При словесном проигрывании обе эти точки зрения кажутся справедливыми, но: 1) V[[arrowup]] => P[[arrowup]]; где V – скорость вычислений, а P – частота
2) P[[arrowdown]] => V[[arrowup]] ;
ошибок. В одном случае прямая зависимость, в другом – обратная. Только на основе анализа большого статистического материала можно было установить правоту одних и ошибки других.
В век компьютерной техники возможна обработка большого количества информации, статистических данных, а значит, и аналитическое осмысление многих закономерностей обучения. Но на многие вопросы наука может ответить уже сегодня и дать практические советы учителю, который хочет быть мастером.
На следующем занятии наших курсов мы поговорим об осознании одной из подсистем первого уровня обучения.
Подготовила Лидия СЫЧЕВА
(По материалам экспериментально-технологической площадки “Преемственность”).
Комментарии