Будущее
Матросов опять закрыл амбразуру
Состоялось первое (организационное) заседание Совета по педагогическому образованию. Совет создан приказом министра образования в декабре прошлого года.
ысль о создании подобного органа, в который бы вошли ученые, ректоры вузов, управленцы, директора педколледжей и школ, представители педагогической прессы, витала давно. “Семь нянек” по законам логики должны были когда-нибудь встретиться и скоординировать усилия по выращиванию любимого “дитяти” – учителя ХХI века. Как известно, в педагогическом мире все дороги ведут если не в “УГ”, то в “матросовский” вуз – МПГУ им. Ленина, возглавляемый Виктором Матросовым. Вполне обьяснимо, что головной педвуз страны стал организационной базой для нового государственно-общественного органа, а ректор Матросов – председателем совета.
“Громадье планов” будет осуществляться советом через созданные комиссии. Их пять. Комиссия по содержанию, технологиям, структуре и прогнозированию развития образования будет вникать в концепцию философии образования, давать экспертную оценку предложениям учебно-методических обьединений, заниматься анализом программ, стандартов, проблемами маркетинга. Комиссия по непрерывному образованию, аттестации и лицензированию поработает над вопросами преемственности, дистанционного обучения, профориентации, будет анализировать предложения по изменению статуса учебных заведений. Обобщение зарубежного опыта и адаптация его в отечественных условиях, развитие педобразования в регионах в компетенции комиссии по международному сотрудничеству и национально-региональным проблемам образования. В ближайшем будущем можно ждать и упорядочения издания учебной литературы (в том числе федерального комплекта и учебных пособий с министерским грифом) – этим займется еще одна комиссия. Наконец, участники новорожденного совета, несмотря на то, что в их распоряжении нет финансов, намерены словом и делом всемерно поддерживать учителя, поднимать социальный статус педагога – эту задачу добровольно возложили на себя члены комиссии по правовым, социальным и информационным проблемам образования.
Простое перечисление обязанностей “совета двадцати восьми” свидетельствует о том, что новая структура призвана возвыситься, скоординировать и, если потребуется, примирить министерство, РАО, профсоюз, прессу, Совет ректоров в общем непростом деле. Хотя права совета прописаны в “Положении…” недостаточно четко, рассчитывать на то, что он станет “карманной” организацией, не приходится. С одной стороны, министерство, ослабленное внутренними и внешними пертурбациями, готово пока предоставить совету столько прав, сколько он может освоить. С другой стороны, тон в новом органе задают все-таки ректоры вузов – люди хотя и благоразумные, но отличающиеся известной самостоятельностью в суждениях и поступках. За каждым из них реальное повседневное дело – собственный вуз; мини-республика, которую надо беречь, развивать и защищать (иногда и в арбитражных судах, через которые, например, прошел волгоградский ректор Валерий Данильчук, заместитель председателя совета). Достаточно широко в новой структуре представлена и вузовская география – Санкт-Петербург, Владимир, Нижний Новгород, Мордовия, Красноярск…
И все же стоит ли брату-студенту ждать в ближайшее время каких-либо ощутимых перемен от деятельности совета? В своем докладе Виктор Матросов заметил, что он сторонник движения вперед без революционных потрясений и ломок. Что в российском понимании образование неотделимо от воспитания. Что “юноше, обдумывающему житье”, а тем паче студентам педвузов, будущим учителям, вовсе нелишне знать отечественную культуру (курсы родной литературы и истории все больше вытесняются “Историей цивилизаций” и МХК). Возможно, стоит подумать и о введении обязательного преподавания русского языка в педвузах – уровень языковой культуры и у абитуриентов, и в жизни сейчас крайне низок. Предложение ректора МПГУ поддержал вице-президент РАО, член совета, академик Николай Никандров.
Лидия АНДРЕЕВА
Выбор
Вольная трактовка Ларошфуко
“Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому”. Как часто мы придаем значение мелочам в оформлении дневников, журналов, придираемся к каждой закорючке! Требуем скрупулезного внимания к тому, что так эфемерно и невозвратно! Замыкаясь на нездоровом педантизме, мы добровольно ограничиваем возможности для творчества, отвлекаем столько сил от более полезных дел.
“Мы сопротивляемся своим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы”. Ругая наших учеников за курение, легкомысленное поведение, несдержанность, так ли часто задаем себе вопрос: “А смог бы я на его месте устоять перед соблазном, остаться невозмутимым перед обожаемым человеком или заклятым врагом?” И буквально вслед за этим опровергаем собственные слова своими поступками, обосновывая их порывами страстей.
“Чем сильнее мы любим женщину, тем больше склонны ее ненавидеть”. Заметьте, слова “школа, профессия, учительница, дисциплина, оценка, работа, специальность” – женского рода.
“Слабость характера – единственный недостаток, который невозможно исправить”. Вылезать из кожи, подчиняя и обуздывая шумные классы, пытаться проявить твердость при выставлении оценки глупо, если от природы этой твердости нет. Равно как и ругать за ее отсутствие.
“Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией”. С одинаковым успехом это можно отнести и к педагогике. Мы умны и мудры, разбирая прошедшие уроки, а также планируя грядущие. Но нередко теряемся в сиюминутных ситуациях, когда все зависит лишь от наших личных качеств.
“Кто не совершал никогда безрассудств, не так мудр, как ему кажется”. Если вы ни разу не влюблялись в своих учениц, если никогда не шли на открытый урок, совершенно не подготовившись, если вам страшно перескочить сразу на пять разрядов вверх, то, конечно, сравнивать не с чем. Но ведь все познается в сравнении, а только безрассудство дает неограниченные возможности для последующего трезвого анализа, мудрых выводов и умных мыслей.
“Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершить в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей”. Невелика доблесть отрепетировать заранее открытый урок и показать его комиссии во всей красе. Попробовали бы вы использовать все оригинальные формы работы на обычном, рядовом занятии и делать это всегда, невзирая на наличие или отсутствие проверки на уроке.
“Невелика беда – услужить неблагодарному, но большое несчастье – принять услугу от подлеца”. По долгу нашей службы мы призваны давать знания и учить добродетели даже тех, кто наплевал на все это. Однако мне жаль тех, кто закрывает глаза на хамство, втайне утешаясь мыслью, что “это же Петров, родители которого купили в класс телевизор и отремонтировали кабинет”.
Как вы видите, при желании можно любой афоризм трактовать себе на пользу и другим во вред. Может быть, поэтому многозначность и пространность библейских мудростей служит причиной для образования самых разных по сути и противоположных по содержанию учений?
Доктор ФРАУС
Курсы молодого учителя
Как помочь ребенку осознать материал
Занятие третье*
а первом занятии мы говорили о трех уровнях системы приемов обучения – понимании, усвоении и применении. Одной из подсистем на уровне понимания учебного материала является осознание.
Под осознанием понимают получение представлений или установление соответствия между словом и образом. Для того чтобы подобное соответствие состоялось, необходимо подключение первой и второй сигнальных систем человека. При ознакомлении с образной информацией ребенок стремится перевести ее в словесное поле, а услышанное пытается представить в образах. Естественно, что такой перевод информации из одного поля в другое требует затрат времени и энергии, поэтому опытные учителя заботятся и о наглядности обьяснения, и об образности речи, облегчая тем самым ученику осознание материала. Педагоги в этом случае следуют логике закономерностей осознания и имеют прекрасные результаты.
Закономерность осознания как единство двух сигнальных систем человека можно выразить и количественно. Известно соотношение ЮНЕСКО:
15 + 25 -> 65
Исследования показали: если ребенку только рассказывать материал, то коэффициент усвоения будет равен 15 процентам. Если только показывать – 25 процентам. Но если делать и то, и другое, то уровень усвояемости будет равен не 40, а 65 процентам! Чудесные 25% берутся как бы ниоткуда, из воздуха. Разумеется, физиология и психология находят обьяснения данному феномену. Но для нас сейчас важно другое – трудолюбивый, старательный учитель будет вознагражден самой природой, если не пойдет против ее законов и грамотно построит обьяснение.
Итак, слово и образ должны быть едины. Усвоив эту простую истину, попытаемся избежать некоторых наиболее типичных ошибок.
Иногда появление новых для ученика слов не сопровождается получением соответствующих образов. Такая ситуация постоянно возникает в младших классах, ведь опыт жизни младшего школьника еще очень беден. В более зрелом возрасте при чтении специальных книг многие из нас сталкивались с подобным ощущением “смутности” осознания. Так, некоторые изучаемые в вузах предметы, например основы экономической теории, изобилуют терминами, а преподаватели далеко не всегда “снисходят” до применения средств наглядности. В результате могут возникнуть искаженные представления.
Ошибки другого рода появляются, когда образов достаточно, а подходящих слов учителя не находится. Злоупотребление наглядностью может возникнуть, например, на уроках физики или химии. Иногда преподаватель, демонстрируя эффектные опыты, даже не пытается комментировать их словесно.
Применение реальной, но сложной наглядности, имеющей отвлекающие детали, часто приводит к тому, что образ, складывающийся в сознании ученика, получается недостаточно четким, многовариантным. Представим себе урок физики, на котором учитель рассказывает о вращательном движении. Демонстрируется фрагмент фильма: движется танк, вращаются “звездочки”, шестерни. Ученики прослушали обьяснение, увидели иллюстрацию, но для ясности осознания им не хватило промежуточного схематического образа – нарисованной на доске окружности с обозначенной точкой, т.е. абстрактной наглядности. (Это понятие было введено в дидактику Петром Родионовичем Атутовым).
И, наконец, еще одна распространенная ошибка. Часто при изложении нового материала молодые учителя увеличивают темп изложения. Исследования показали, что ученик при этом не успевает представить обьясняемое. Даже на уроках литературы быстрый темп приводит к ослаблению образности обьяснения. Поэтому учитель ни в коем случае не должен рассказывать ученику все, что знает сам. Третьестепенным материалом надо пренебречь – ведь, взвинчивая темп, учитель расскажет в полтора раза больше, чем нужно, а ребенок осознает в три раза меньше, чем мог бы. Опытные преподаватели заботятся не столько о количестве, сколько о качестве передаваемой информации, решительно отбрасывая второстепенный материал. Вот почему известная педагогическая притча о том, что молодой учитель озабочен тем, чтобы не упустить чего-либо в обьяснении, а старый – не сказать чего-либо лишнего на уроке, имеет под собой почву.
У каждого учителя довольно велик перечень видов и приемов работ, предназначенных для осознания детьми учебного материала. Для начинающего педагога, совершенствующего свое методическое мастерство, небезынтересно присмотреться к опыту старших коллег, заимствовать у них что-то новое. А началом этой работы может послужить приводимый ниже перечень.
Виды и приемы работы подсистемы “Осознание”:
Показ явлений и обьектов в природе.
Показ обьектов в музеях, биоуголках, на выставках.
Использование наглядности:
– картинок, плакатов;
– диафильмов и диапозитивов;
– транспарантов;
– кинофильмов.
Демонстрация:
– звука (высота, громкость, тембр);
– тактильных ощущений;
– движения;
– явлений;
– моделей.
Работа с терминами:
– составление словарей;
– иллюстрирование;
– сопоставление.
Распознавание образов.
Использование абстрактной наглядности:
– таблиц;
– формул;
– графиков;
– схем;
– карт.
Задание для слушателей курсов: из представленного перечня выпишите в свои тетради те виды и приемы, которые вы еще не использовали в преподавательской деятельности.
Подготовила Лидия СЫЧЕВА
(По материалам экспериментально-технологической площадки “Преемственность”)
____________
* Продолжение. Начало в 14-м номере “УГ”
Комментарии