Второе образование
Возвращение “англичанки”
Престиж второго высшего образования, особенно языкового, в наши дни известен. Это не мода, а экономическая необходимость. Когда первый диплом не котируется на рынке труда, человеку остается либо идти в лотошники, либо садиться за парту. Характерно и другое – школьные и вузовские преподаватели иностранных языков становятся работниками турагентств, переводчиками, служащими компаний.
Услышанная недавно в МГУ цифра перевернула все мои представления о том, куда приводит человека знание иностранных языков. Оказывается, не только в чистенький офис, но и в школу. Причем это относится и к учителям, которые изучают иностранный язык… чтобы остаться в школе. Около 50% выпускников отделения второго образования факультета иностранных языков МГУ идут работать в государственные и частные учебные заведения. “Интересно, что часто люди, не планировавшие становиться учителями, к концу учебы у нас решают начать преподавать. И у них это получается”, – рассказывает преподаватель-методист отделения Наталья Селякова. Конечно, приходят сюда разные слушатели. Ведь иностранный язык необходим и юристам, и журналистам, и секретарям. Но с начала 90-х на факультете треть поступающих – учителя, будущие “англичане”. Это особые студенты, которые задают тон всей учебе. Так считают преподаватели отделения и его заведующая – профессор доктор филологических наук Евгения Борисовна Яковлева: “Учителя, которые приходят к нам повышать квалификацию, другие люди с высшим образованием, меняющие профессию, не ограничиваются курсовым обучением. Им хочется, чтобы их знание было полным, глубоким”.
Юлия Нефедова недавно закончила магистратуру Московского государственного педагогического университета, а скоро получит диплом и здесь, на факультете иностранных языков. По первой специальности Юля – филолог, а теперь у нее будет полное филологическое образование, она сможет преподавать в школе и русский язык с литературой, и английский, и немецкий, которым владеет со школы. Юля рассказывает: “Очень хотелось знать английский, поскольку это один из самых популярных сейчас языков. Когда я училась в педагогическом университете и изучала зарубежную литературу, мне всегда мешало “присутствие” переводчика в книгах. Это еще одна причина, по которой я пришла сюда. Начинала с нуля. И вот за три года меня выучили так, что теперь я могу читать литературу в оригинале”.
В рамках первого образования Юля специализировалась в области методики преподавания русского языка. Сейчас у нее появились идеи по разработке собственной методики преподавания английского. Здесь, в МГУ, педагогические приемы можно изучать не только в теории, но и на практике, “по ходу дела”, смотреть, как университетские преподаватели используют различные учебники, как общаются со студентами, как умудряются уложить в два или, если считать подготовительные курсы, в три года сложную программу.
Пример особенно полезен слушателям, которые раньше не имели представления о преподавании. Многие выпускники с благодарностью вспоминают англичанина Брюса Монка, соавтора известного в нашей стране учебника “Happy English”. Монк несколько лет назад читал на факультете лекции по страноведению. “Это преподаватель с большой буквы. Хорошо помню его лекции. Конечно, приходилось много работать – записывала речь на магнитофон, а потом подробно разбирала дома. Это великолепный тренинг”, – считает выпускница факультета Светлана Мещерякова.
Светлане опыт учебы в МГУ очень пригодился, ведь ее первая специальность к образованию имела косвенное отношение – библиограф с дипломом Института культуры. В школу попала почти случайно: в гимназии, куда поступила дочь Светланы, не хватало учителей иностранного языка. Параллельно работала и училась – по ночам. Светлана знала английский язык и раньше, но каждый день занятий убеждал ее, сколько пробелов надо “залатать”, например в области фонетики. “Я думаю, университет дал мне не только знания, но и толчок для дальнейшего развития, основные направления, по которым я могу развиваться как преподаватель. Я работаю с Оксфордскими курсами, учебниками издательства “Лонгмэн”, слежу в Библиотеке иностранной литературы за новинками, хожу на семинары” – уровень, полученный в университете, обязывает. И хотя школа, где преподает Светлана, обычная, ее ученики неплохо знают иностранный. Не мешает ни недостаток часов, ни “узость” программы. Может быть, эта факультетская подготовка закаляет будущих “англичан”? Подход профессора Яковлевой пригоден для каждого предметника: “Я уверена, что в любом учебнике, учебном пособии можно найти рациональное зерно. Думаю, что педагог, который пройдет через хорошую школу повышения квалификации, будет чувствителен к потребностям каждого слушателя. Он сможет организовать материал и приспособить его к нуждам ученика. Всегда найдет что-то привлекательное. Ни в коем случае не убьет в детях естественное желание учиться. Самому преподавателю важно научиться анализировать различные методики, чужие идеи, отбирать и накапливать самое лучшее”.
Конечно, непросто соответствовать такому “портрету”. Не секрет, что в школе сейчас зачастую остаются преподаватели не только весьма преклонного возраста, но и предельно консервативные. Английский язык не менее, а пожалуй, и более остальных предметов требует “живого”, творческого отношения. Екатерина Сазыкина, первокурсница: “Я наблюдаю за коллегами и вижу, что разговорная практика на уроках сведена к минимуму. И когда я к ребятам прихожу и требую, чтобы они что-то говорили, вижу “круглые” глаза. Они привыкли к письменному переводу”. Катя после школы выбрала факультет “математика, информатика, вычислительная техника” Московского государственного открытого педагогического университета, а за год до выпуска поступила на подготовительные курсы отделения второго образования факультета иностранных языков. Теперь в школе преподает и математику, и английский. Катя считает, что учителю даже полезно часть дня проводить в роли обучаемого: “Это позволяет смотреть на жизнь другими глазами. Педагоги уверены, что они всегда правы, особенно если в течение 8-10 лет проработали в школе. А когда человек находится в процессе обучения, он понимает, что не все идеально, что можно что-то изменить, что жизнь есть еще и за стенами школы и ее тоже надо учитывать. Хотя в обычной школе чаще всего никто не заинтересован, чтобы учитель получал второе образование”.
И все же вопреки всему учителя получают второе, третье образование.
“Англичанки” возвращаются в школу, причем с приличным багажом знаний. Пусть пока это явление не общероссийское, а, скорее, столичное. Но всякое возвращение начинается с первого шага.
Оксана РОДИОНОВА
Заботы молодых
Первая попытка
Первая педпрактика… Она манила нас, как запретный плод. Это было нечто не совсем понятное, но весьма любопытное и чрезвычайно притягательное.
В назначенный день мы явились в школу заспанные (отвыкли так рано вставать), но довольные. Все необычно: и громкие звонки, и вездесущие дети, и школа с лабиринтами лестниц и переходов. Мы были полны сил, благих намерений и рвались в бой. Вручая 8-й “Б”, моя наставница на учительском поприще, хмуря брови, предупредила, что это самый наглый, шумный и беспредельный класс. “Конечно, есть и хорошие дети, – выражение строгой усталости застыло на ее лице, – но большинство только тыкают пальцами в кнопки компьютеров, читают мало и безграмотные ужасно”. Я рассеянно слушала и думала о том, что я ведь тоже гораздо больше “тыкаю пальцами”, чем читаю.
Наивно полагая, что противодействие моим благим намерениям я встречу лишь со стороны учеников, я прилежно посещала все уроки по расписанию. Обнаружила в классе двух хулиганов – одного умного, другого буйного (как это обычно и бывает), и поняла, что самое страшное оскорбление для них – это обращение “дети”.
С буйным хулиганом пришлось вскоре познакомиться. Узнав, что я буду вести у них некоторые уроки, он самодовольно, потирая руки, произнес: “Ну-ну…” и сейчас же объяснил мне, кто в их классе отличник, кто двоечник, кто любимчик, кто в опале, под конец выдохнув: “Ах, все эти студенты такие наивные”.
Первую неделю мы действительно пребывали в наивно-восторженном состоянии. В голове бродили жалостливые мысли о положении учеников в школе и отношении к ним учителей, которых словно принимали на работу с вопросом “ненавидите ли вы детей?”. Мы мечтали о том, как изменить положение к лучшему: создать атмосферу доброжелательности и доверчивости.
Дети казались милыми ангелами. На первых уроках они вели себя очень даже неплохо: тянули руки, отвечали наперебой, почти не шумели, умиляли уважительным отношением и любознательностью. Я весьма опрометчиво наставила им кучу хороших оценок (и ни одной плохой), за что сразу после урока получила замечание от учителя.
Признаться, поначалу просто руки опускались от бесконечных указаний учителей, которые критиковали без продыху, без всяких советов – просто из желания покритиковать, показать возомнившему о себе невесть что студенту на его ничтожное положение, полное отсутствие талантов и знаний. Скоро наши отношения стали напоминать холодную войну. Методисты тоже критиковали, но давали советы и надежду на исправление.
В завершение этих бед ученики сбросили свои ангельские маски и показали свое истинное лицо перед беззащитным студентом.
Скажу честно, после двух недель практики, почти убежденная в своей бестолковости, я серьезно задумалась, не бросить ли эту затею с университетом и педагогикой. Подсознание кричало мне: “В какой сумасшедший дом тебя занесло”. Все смешалось в такую беспредельщину, что я потеряла всякие ориентиры в бурных волнах учебного процесса.
Наконец, отгородившись от всех, отбросив теорию педагогики, которая оказалась так далека от практики, я стала действовать по-своему. В результате поняла одно: главное для студента-практиканта – уверенность в себе. Желание научиться здесь не котируется. Почему-то учителя смотрят на нас не как на своих достойных преемников, а как на бездарных соперников. А методисты видят в нас не жаждущих знаний студентов, а бездарей, позорящих свой университет.
Противоречия, противоречия… Как их решить? А в светлое будущее я все-таки верю.
Оксана ОРДИНА,
3-й курс, филологический
факультет МГПУ
Лицо времени
Знакомьтесь – Ольга Тразанова. Если по-школьному, то Ольга Викторовна. Преподает математику в 7-й школе г.Мытищи Московской области. Открытое, ясное лицо. Веселый взгляд. У такой учительницы на уроках уж точно не заскучаешь.
Пройдут годы, и, как знать, может быть, остроумные историки назовут время, в которое мы живем, “эпохой великих гримас”. Для подтверждения этого определения достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей. Наша газета ищет (и находит!) лица иные. Вместе с вами, уважаемые читатели, мы творим историю. Присылайте в “12-й класс” фотографии ваших коллег, молодых учителей. Ждем!
Ведущая рубрики
Лидия АНДРЕЕВА
Комментарии