search
main
0

12-й класс

Тургеневская девушка с характером

Минувшим летом абитуриенты нервно подсчитывали: “Если все обойдется (самые суеверные в этом месте стучали по дереву или плевали через левое плечо), если поступим… Если все хорошо, без академических отпусков учиться, то…” Да, получалось то самое – диплом и по-настоящему самостоятельная жизнь в самом начале третьего тысячелетия. Разумеется, упустить из виду такой глобальный цивилизационный метаморфоз, как “студент ХХ века – учитель ХХI”, “12-й класс” никак не мог. Обозревать эпохальное событие было решено на протяжении всех пяти многотрудных студенческих лет.

Итак, место действия – Московский педагогический университет, физико-математический факультет. И героиня нашего романа – студентка 1-го курса Анна Сергеевна матушкина.

Портрет

Девушка сидела спиной к окну, завешанному белой сторой; солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, – точно она во всем хотела дать отчет. Она хорошо играла на фортепьяно, училась прилежно, читала и работала охотно. У нее были свои мысли, и шла она своей дорогой. Недаром походила она на отца: он тоже не спрашивал у других, что ему делать.

Она была очень мила, сама того не зная. В каждом ее движенье высказывалась невольная, несколько неловкая грация, голос ее звучал серебром нетронутой юности, малейшее ощущение удовольствия вызывало привлекательную улыбку на ее губы, придавало глубокий блеск и какую-то тайную ласковость ее засветившимся глазам. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало…

Таков (разумеется, лишь в общих чертах) портрет Анны Сергеевны. Тут я должна сознаться, что представление нашей героини было бы серьезно затруднено, если бы не И.С.Тургенев, автор “Первой любви”, “Рудина”, “Дворянского гнезда”. С его помощью ожил образ современной “тургеневской девушки”. “Тебе нужно было родиться в прошлом веке”, – говорили Матушкиной знакомые и друзья. “Ничего подобного, – ответим мы им. – Такие натуры сегодня еще нужнее”.

Поступки

В стенах университета я предстала перед Матушкиной в образе змея-искусителя. “Давай, – говорю, – полпары прогуляем. Ты мне о себе расскажешь”. “Нет, – отрицательно качает головой Аня, – не могу”. “Я тебя у декана отпрошу”, – уговариваю я. “Дело не в этом. Я в школе ни одного урока не пропустила”.

Тут возникла долгая пауза. Как известно, в других мы ценим те достоинства, которыми сами не обладаем в достаточной мере. Девушка оказалась и впрямь “тургеневской”. Вот вам и “серебро нетронутой юности”, и “тайная ласковость!” Дело было даже не в том, что она сказала, а в том, как: твердо и с достоинством. А ведь из вчерашних школьниц, которых мы не устаем упрекать в инфантилизме и конформизме.

Все-таки давние школьные грешки мне не давали покоя, и я решила дойти до причин, обьясняющих уникальную посещаемость. “У меня мама завучем была. Я просто не имела права прогуливать”, – смеется Аня. “Так ведь потом мама перешла в другую школу работать”… “Ну и что! Я уже все равно не могла”…

Ладно. Есть дисциплинированные дети, беспроблемные ученики, управляемые, “зубрилки”, в конце концов. Но здесь совсем другой случай – человек с детства умеет настоять на своем и, не горбясь, пройти весь путь. Шесть лет. Музыкальная школа. “Пианино!” – кричит Аня Матушкина. “Скрипка”, – уговаривают родители. “Нет, пианино!” – настаивает ребенок, и так в течение многих дней. Может, потому что интуитивно Ирина Адольфовна и Сергей Сергеевич чувствовали правоту дочери, они сдались. И в самом деле, где вы видели “тургеневскую” девушку со скрипкой?! Другое дело – фортепьяно.

Или тройка по алгебре, когда Аня перешла в физико-математический класс. Как говорится, смирись, если не дано. Но можно жить совсем по-другому (помните, на каком факультете теперь учится Матушкина?) – превратить свои неудачи в успех.

Конечно, на взрослый скептический взгляд Анины “высоты” могут показаться кочками. Но – подождите. Дайте время…

Монолог

“Постойте, – скажет заинтригованный читатель, – но при чем тут школа? Мама – завуч? Так она наверняка первая дочери посоветовала нервы не портить, выбрать профессию поспокойнее. Такие девушки везде нужны. Разве не приятно, допустим, прийти в поликлинику к ответственному, знающему врачу?”

Что же, все почти верно. Кроме одного – призвание всегда тайна, и, для того чтобы ее разгадать, недостаточно трезвомыслия и холодного расчета. Впрочем, слушая Анну Матушкину, ее выбор кажется вполне логичным.

“Я “родилась” в школе – сколько себя помню, столько помню и свою школу. Я воспитывалась в среде “старых” учителей – тех, которые жили для школы.

Когда мне исполнилось шесть лет, родители отдали меня в экспериментальный класс (тогда они назывались подготовительными). Училась я неплохо, но никакими сверхспособностями не отличалась. Была старостой; мне давали главные роли на праздниках и утренниках, что всегда нравилось.

В седьмом классе я совершенно случайно попала в физико-математический класс. Поначалу многое не получалось, да и математика меня не увлекала. Потом втянулась, стала решать все больше задач, примеров. Пять лет я очень плотно занималась математикой. Именно поэтому и выбрала ФМФ. Не могу даже представить себе другой специальности.

Нашей школе – 23 года. Она самая лучшая у нас в Долгопрудном (Московская область. – Л.С.). У нас есть литературный кружок “Пушкинская школа”, студия бальных танцев “Элегия”, профильные классы. А еще – хор, состоящий из бывших выпускников, которые стали учителями и вернулись работать в нашу школу. Почти все учителя у нас поют или играют на музыкальных инструментах. Может, поэтому так весело проходят недели математики, физики, химии, русского языка, литературы, информатики, других предметов, конкурсы старшеклассников, веселые старты для малышей. Еще у нас бывают общешкольные праздники – день Знаний, день Букваря, Новый год. А разве можно забыть неделю Здоровья, лыжные и баскетбольные соревнования, общешкольный кросс?! Два раза в год у нас в школе проходят самые настоящие конкурсы бальных танцев с призами и самыми настоящими судьями (танцорами мирового класса). Раз в год, в день открытия лицея в Царском Селе, в школу приезжают правнук Пушкина Григорий Григорьевич и правнучка Гончаровой Александра Николаевна. Ни один праздник не обходится без песен, танцев и спектаклей. Мы сами шили себе платья пушкинской поры и сарафаны для спектаклей. Вы скажете, что такого не бывает? Что такие школы только в мечтах? А вот и нет! Приезжайте в 9-ю школу города Долгопрудного!

Моя мама – литератор. Она всю жизнь возила меня в театры, музеи, на экскурсии. Честно говоря, она не хотела, чтобы я стала учителем. Но право выбора мама мне предоставила, напомнив, что учительская профессия – трудная и ответственная. Впрочем, меня всегда было трудно в чем-либо переубедить.

Думаю, что после моего рассказа понятно, почему я решила стать учителем. Только в моем классе 6 человек из 21 поступили в педвузы. Лично мне поступить в университет не доставило особых трудностей. Я рада, что учусь здесь, хотя приходится трудновато”.

Прогноз

Сегодня многие из нас задумываются над тем, каким должен быть учитель ХХI века. Вопрос не праздный – временами кажется, что образование – наша последняя надежда. Думаю, что, познакомившись с Анной Матушкиной, многие согласятся со мной, что учитель, который нужен будет завтра, родился… сто лет назад. Или даже больше. Во времена Тургенева и Ушинского. Потому что именно эти качества – внешнюю красоту и внутреннюю цельность, любовь к детям, понимание смысла своего труда и назначения своей жизни – труднее всего сохранить в наше время. То, что труднее, – то и достойней.

В руках современной школы будущее учителей 2002-го, 2003-го и последующих годов. При всем моем уважении к альма-матер, к умным университетским библиотекам и суперсовременным программам обучения я думаю, что лучшими учителями становятся все-таки те, кому повезло со своей собственной школой. Учитель – это состояние души. Педвуз может и должен дать будущему педагогу силу знания. Но силу любви он либо приобретет раньше, либо никогда. И если мы говорим о качественной смене педагогических поколений, то тут никак не обойтись без еще одной тургеневской темы – отцов и детей.

А что же наша героиня? Грядет первая сессия, пять экзаменов. Думаю, что все обойдется. А что до времен более отдаленных – читайте наш “12-й класс”…

Лидия СЫЧЕВА

Фото Владимира Mоpозова

“УГ” – Иркутск

Золотые шары с энергией от солнечной батареи

Байкал долго сопротивляется морозам, зима лютует, а он все не может успокоиться. Но в одно прекрасное утро прибегут на берег ребятишки и увидят, что огромные пенистые валы превратились в причудливые горы, и между ними – равнинные прозрачные поля. А когда ляжешь на такое поле лицом вниз и глянешь в глубину, оторопь берет – там мерцает космос с созвездиями, галактиками и туманностями, будто опрокинулось в Байкал ночное небо.

Ребята из Большого Голоустного живут словно в двух мирах: один полон повседневных забот о тепле и хлебе насущном, другой напоен сказочной, неземной красотой и тайной.

В Голоустном всего 100 ребятишек и 10 учителей. Школа самая красивая на побережье, ее не белят и не красят, поскольку она вся и снаружи, и внутри в теплом медовом резном дереве. Прямо в деревянные ажурные стены вправлены картины – Байкал во все времена года и дня. В школе вот уже почти два десятилетия работает супружеская пара – директор Нина Петровна и учитель-художник Василий Михайлович Мериновы. Это они вместе с коллегами и ребятами холят и украшают свою школу.

Поселок находится, как сказал бы психолог, в пограничной ситуации. Несколько лет назад здесь был леспромхоз, но рубку леса в Прибайкальской зоне запретили и леспромхоз закрыли. Решение верное, и все его поняли и приняли душой. Но что делать людям, где работать? Обнищавший поселок одно время остался даже без электричества и тепла. Но уехали из Голоустного немногие – Байкал не отпустил.

Все беды разделили с односельчанами учителя и дети. Сейчас уже можно сказать – самое тяжелое время позади.

Голоустное было включено в туристские маршруты по территории Прибайкальского национального парка и постепенно преображается в поселок еще неведомого сибирякам типа. Ведь туризм – одна из самых прибыльных отраслей экономики, целые страны живут на доходы от туризма. Вот и Голоустное нашло свое будущее.

Поселок и берег прибраны, очищены, отреставрирована церквушка, посажены молодые деревья, на берегу Байкала построены домики для туристов, поставлены столы и скамейки.

Во дворе школы появилась незнакомая в этих местах солнечная батарея, поставленная американскими экологами. Конечно, ее энергии не хватает, чтобы полностью осветить и отеплить школу, но помощь существенная.

Школа Голоустного разработала свою программу по экологии. Ведь жить на берегу Байкала – это не только любоваться его красотой, но и грамотно пользоваться природными богатствами озера.

В Новогодье загорятся огни на великолепной школьной елке, которой только позавидовать могут горожане. Золотые шары будут наполнены энергией солнечной батареи. И под этот свет электростанции будущего можно будет помечтать – как представляют себе ХХI век прибайкальского поселка ребята.

Одни видят его похожим на курортное местечко в Альпах – с отелями, саунами, лыжными трассами… Другие – маленьким курортом, где царствуют фитотерапия, чистейшая вода и воздух. Третьи представляют себе такую картину: на улицах многоязыкая толпа, мчится тройка, на пригорке – гостиница-терем с русской баней и пельменной, люди катаются по байкальскому льду на коньках и санках. Всем весело и комфортно.

А школа пусть останется прежней, разве что умножится богатство Байкальского музея, кабинет биологии превратится в научный экологический центр. И, как всегда, люди будут приходить сюда за знанием и мудростью.

Виктория ГАЛКИНА

Анкета “УГ”

Екатерина ФИЛИППОВА,

“учитель года России-96”, Рязань

1. Коллегам я желаю в новом году здоровья, счастья, творческой неуспокоенности, веры в лучшее и терпения – в ожидании победы. А “Учительской”… Я просто нежно люблю всех, кто делает нашу газету, и надеюсь, что в 1997-м мы будем встречаться чаще.

2. Сразу говорю, 97-й будет очень трудным. Так сложилось исторически – конец столетия влечет за собой потрясения, катаклизмы, удары. Но с каким оптимизмом я это говорю! Ведь все равно нас будут посещать счастливые моменты. Оттого они и будут особенно дороги, как озарения на темном фоне экономических и политических трудностей. Самое главное – не отчаяться в отчаяньи и сохранить эту веру в лучшее, потому что в конце концов все будет хорошо.

Это ведь Год Быка – вот и нам предстоит тяжелая, по-бычьи упертая работа. Кто-то сказал: есть такой вирус – вирус работы. Пусть все мои коллеги, учителя будут поражены им, и пусть их труд принесет счастье.

3. У меня такая традиция: проводить Старый год с друзьями, а Новый – встретить дома. В 1989-м мы что-то не рассчитали. И в 11.30 ночи оказались в пути. А ехать еще с полчаса. Без пятнадцати двенадцать в автобус вдруг входит… Дед Мороз и говорит:

– Всех вас, опаздывающих, поздравляю с Новым годом.

Без пяти двенадцать мы выскочили из автобуса и влетели в дом. Успели! А потом веселились всю ночь…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте