Николай ПОЛОВИНКИН, учитель истории и обществознания темниковской средней школы №1, Мордовия:
– К Конституции РФ обращаюсь только на уроках обществознания при изучении тем, связанных с Основным законом страны. Проводим с коллегами мероприятия, посвященные Дню Конституции. Но, как показывает практика, дети вспоминают о Конституции только перед ЕГЭ. А в частной жизни никогда не обращаюсь, поскольку считаю себя законопослушным гражданином.
Кристина СМИРНОВА, ученица 10‑го класса, Великий Новгород:
– Мне справочники по законам читать интереснее, чем художественную литературу. Юристом быть не собираюсь, но считаю, что каждый современный человек должен знать свои права и обязанности. Это нужно, чтобы чувствовать себя свободным и уверенным. Сейчас я как раз читаю Конституцию РФ просто для себя, не ставя задачу найти ответ на конкретный вопрос или проблему. Думаю, что этот документ нужно внимательно изучить всем жителям нашей страны.
Ольга ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Если честно, то я уже не помню, когда меня интересовал этот вопрос. Я считаю, что главное – профессионально и ответственно выполнять свою работу и свои обязанности, тогда и не придется лишний раз интересоваться своими правами. Иногда попадаются такие ученики, что невольно хочется почитать Уголовный кодекс, но как учитель я понимаю, что надо справляться педагогическими методами, несмотря ни на что. Единственное, что обращает на себя мое внимание в последнее время, – это падение авторитета наших законов, и об этом говорят многие. Законы, как все мы видим, могут исправляться и дописываться в угоду чьим-нибудь неоднозначным требованиям.
Фаина Л., учитель начальных классов, Нижегородская область:
– Честно скажу, давно не обращалась к Конституции. Читала лишь те статьи, которые были изменены в процессе так называемого обнуления полтора года назад. Из текстов некоторых политических деятелей я узнаю, что Основной закон имеет мало общего с нашей реальной повседневной жизнью. Что нарушают Конституцию именно те, кто должен по закону ее защищать и гарантировать соблюдение прав граждан. Из чего я делаю вывод о бессмысленности ее изучения. Зачем читать ее внимательно и скрупулезно? Чтобы яснее осознавать имитацию правопорядка и собственную беззащитность? Не думаю, что в этом есть какая-то польза.
Мария С., многодетная мама, Республика Карелия:
– Дети удивительно постигают этот мир. Сначала осваивают «хочу», потом «надо», а затем уже в школе узнают о законах и институтах власти. К моему изумлению, к седьмому-восьмому классу ребенок вдруг начинает рассуждать, оперируя совершенно конкретными терминами, размышляя о законах. Конечно, для нынешних детей «Конституция» – слово знакомое. Только иногда дети задают непростые вопросы: а можно ли ее менять, а все ли равны перед законом и т. д.? И тогда приходится пояснять, что есть две реальности – как по закону и как в жизни получается… В итоге слышишь много возмущения и подросткового негодования.
Комментарии