Принятием федерального компонента государственного стандарта общего образования увенчалось совместное заседание коллегии Минобразования РФ и РАО, которое состоялось 23 декабря.
«Мы шли к этому почти четыре года, но это только начало введения стандарта в жизнь», – сказал министр Владимир Филиппов. Хотя если быть до конца принципиальным, страна ждала этого дня значительно дольше, по крайней мере с 1992 года – момента принятия Закона «Об образовании», где впервые сказано о необходимости создания государственных стандартов в образовании.
Осенью 2002 года, когда вышел первый вариант стандарта, подготовленный Временным научным коллективом под руководством Эдуарда Днепрова, развернулась широкая дискуссия по содержанию школьного образования, где главное слово оставалось за учителями и методистами. Но и они порой не могли найти компромисс. Началось так называемое лоббирование интересов предметников. Неудивительно, что за время подготовки стандарта одни рабочие группы распускались, другие создавались… Тогда же был обновлен и состав ВНИКа. В «мозговой центр» разработчиков были привлечены в большом количестве учителя-практики.
Результаты общественного обсуждения таковы: в Минобразование РФ поступило почти 500 экспертных заключений и отзывов, предложения и замечания более 10 тысяч российских учителей. Все они были проанализированы, а многие учтены при доработке стандарта. В итоге получился документ, который станет фундаментом для развития общего образования, своего рода «начинкой» к Федеральному закону «О государственном стандарте общего образования». Его обсуждение в 2002 году началось и… не закончилось. Теперь все основания для принятия «рамочного» закона есть.
Новый документ обяжет российскую школу перейти на 4-летнее начальное образование, ввести профильное обучение на старшей ступени, нормализовать учебную нагрузку детей, обеспечить вариативность и свободу выбора в образовании/
Разгрузка содержания образования по начальной школе составила чуть более 20%, основной – 18%. Введено такое понятие, как дополнительная разгрузка, когда часть тем выделяется курсивом, что значит: «учить необязательно». Почти на треть обновлено содержание образования в основной школе и менее чем на 13% – в начальной.
Переход на новые стандарты будет осуществляться поэтапно начиная с 1 сентября 2004 года. А повсеместно они будут введены в 2006-2007 учебном году.
Принят также федеральный базисный учебный план.
Комментарии