Наталья ТИХОМИРОВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Я бы поставила перед съездом вопрос о том, чтобы учительское сообщество выразило протест относительно часто меняющихся учебников. Все новые и новые группы составителей учебников возникают и исчезают, получая доход, а в результате страдают школы. Интерпретация правил по русскому языку, замена заданий не являются настолько революционными и необходимыми, чтобы ради них писать новые учебники. Между тем учителю трудно добиться преемственности в программах среднего и старшего звеньев школы из-за частой смены учебных пособий. Дети же наблюдают за тем, как новехонькие учебные книги из школьной библиотеки отправляются в макулатуру.
Александра РУСИНА, учитель русского языка и литературы сельской школы, Воронежская область:
– Меня волнует судьба русского языка в сельской глубинке. В последнее время у нас растет число приезжих из республик ближнего зарубежья. Они селятся в наших поселках, отдают деток в наши школы, многие воспринимают русский язык как иностранный, который надо изучать в небольшом объеме и не обязательно со всеми правилами. Конечно, среди мигрантов есть очень хорошие семьи, но для большинства важнее их собственная культура, чем наша. С другой стороны, местные жители, даже те, кто родился в селе, тоже не считают нужным изучать русский язык глубоко. Наоборот, взрослые, особенно из не очень благополучных семей, принижают значение русского языка и часто употребляют ненормативную лексику, обучая на своем плохом примере и своих детей. Поэтому у меня один вопрос: как сохранить всю красоту и значение русского языка в сельской местности?
Галина МАККОЕВА, репетитор, в прошлом учитель русского языка и литературы, г. Сегежа, Карелия:
– Я бы поговорила о введении новых технологий, смешанном обучении (очное и дистанционное), об обучении детей мигрантов, теперь такие появились и в глубинке. Считаю, что нужны учебники нового поколения – обновленные тексты, задания, и важно помнить о сохранении чистоты русского языка. Необходимо готовить высококвалифицированных учителей, умеющих учить всех детей – с ограниченными возможностями здоровья, билингвов, тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Важно и воспитание у детей интереса к русскому языку, высокой культуры речи, а также умения работать с текстом.
Анна КРАЕВА, учитель русского языка и литературы, Нижегородская область:
– Я бы обсудила необходимость изменения критериев проверки эссе на едином экзамене. Сейчас форма является приоритетом по сравнению с содержанием. Если выпускник грамотно сформулировал проблему, выразил свое отношение к ней, привел аргументы, но нарушил железобетонную конструкцию, он получит меньше баллов, чем тот, кто написал полный бред, но по плану. Это нонсенс! Получается, мы учим детей, что главное – соблюдение формы, а содержание ничего не стоит. Я не хочу участвовать в этой подмене ценностей.
Комментарии