Стресса в одиночку не победить
Мне очень трудно со своим сыном, – рассказывала Марина. – Ему 13 лет, он не любит школу, не любит учителей, а теперь, как мне кажется, не любит и меня. Проблемы как у многих: прогуливает уроки, грубит, уже приходил домой пьяный. Хотела обратиться к школьному психологу, но сын наотрез отказался.
Выход Марина нашла. Со своими бедами она пришла в социально-психологическую службу Центра творчества молодежи Коминтерновского района. Мальчишка согласился. Случаев, подобных этому, довольно много. Родители ведут своих проблемных детей не в родную школу к тамошнему психологу, а предпочитают обращаться к незнакомым людям в специализированные центры и службы. Мотивируют это, как правило, тем, что там ребенка не знают и отнесутся к нему без предвзятости. Да и по школе ненужная информация не “расползется”.
Как конкретно организована работа социально-психологической службы того же Центра творчества, и с какими проблемами приходится сталкиваться? Об этом я спросила Валентину Крапивину – зам. директора ЦТМ. Одновременно Валентина Федоровна курирует социально-психологическую службу центра.
– Мы работаем в нескольких направлениях. Первое – это психологическая подготовка к школе 4-5-летних детей, не посещающих детские сады. Хотя ребенок может ходить в детский сад и все равно испытывать проблемы в общении со сверстниками или бояться школы. Наша задача – снять эту боязнь, адаптировать малыша к жизни в коллективе. Также мы ведем общеразвивающую работу с младшими школьниками перед так называемым кризисом перехода из третьего класса в пятый. Большого внимания требуют подростки. С ними основные занятия проводим в форме тренингов – тренинги личностного роста, коммуникативные и так далее. Параллельно занимаемся профилактикой алкоголизма и наркомании. А в последнее время ведем социально-правовое просвещение: деловые и правовые игры, в которых подростки не пассивные слушатели, а самостоятельно мыслящие участники, моделирующие различные правовые ситуации. Работаем с семьями, ведем индивидуальные консультации и групповые занятия. Есть телефон доверия, за прошлый год приняли 1007 звонков. Но я считаю, что их количество – не главный показатель работы. Потому что одному человеку нужен лишь ответ на какой-нибудь простой вопрос, а другого приходится в течение двух часов выводить из кризисного состояния.
Главная проблема, как и у всех, – нет денег. Мы готовы работать еще больше, потому что сегодня практически каждый школьник нуждается в помощи психолога. Это подтверждают многочисленные исследования и опросы. Недаром говорится, что мы живем в стрессогенном обществе… Зато условия работы – как в начале века. Третий год обещают компьютер, и мы совсем не уверены, что наконец-то его получим. Если оставить финансовые проблемы в стороне, главное сегодня – это отношение к психологической службе. Родители до сих пор часто не видят никаких различий между психологом и психиатром. Отсюда – боязнь навредить ребенку. Общество не готово “потреблять” услуги психолога. В итоге мама приводит ребенка не тогда, когда вопросы только-только возникают, а когда проблем уже целый “букет”. Приходится работать в течение года, и не с одним подростком, а со всей семьей. Неблагополучные семьи особенно трудно идут на контакт, они закрыты и для психолога, и для учителя. Но даже если работа с ними начинается, никто не гарантирует положительного результата. Психологическим службам нужна реклама. Чтобы взрослые понимали – помощь возможна. Мы, например, регулярно выпускаем передачу на воронежском радио. И каждый раз – шквал вопросов, звонков. Это доказывает, как нужна наша информация. Люди не могут бороться со стрессами в одиночку. И не должны.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии