Дмитрий Игоревич Шпаро, советский и российский путешественник, возглавивший первую лыжную экспедицию к Северному полюсу в 1979 году, уже давно стал человеком-легендой. За его плечами десятки экстремальных экспедиций, тысячи пройденных километров, он дважды попал в Книгу рекордов Гиннесса. Шпаро – автор и организатор множества благотворительных проектов, а еще замечательный, яркий и самобытный писатель. Его перу принадлежит целая серия книг, причем большинство из них о Северном полюсе – «К полюсу», «Путь на север», «Три загадки Арктики», «Путешествие к вершине планеты». В этом году в издательстве «Паулсен» вышла новая книга Дмитрия Шпаро «1000 километров до рассвета». В ее основе воспоминания об удивительном путешествии его сына Матвея Шпаро и Бориса Смолина к Северному полюсу полярной ночью, которое длилось почти три месяца – с 22 декабря 2007 года по 14 марта 2008 года – ни кем не побитый мировой рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса как «самая ранняя зимняя экспедиция к Северному полюсу».
Профессионалы
Книга Шпаро состоит из двух частей: первая с символическим названием «Профессионалы» целиком посвящена экспедиции Матвея Шпаро и Бориса Смолина, а вторая – «Кто с нами?» – повествует о походах к Северному полюсу российских школьников и студентов и подготовке команд юных полярников на учебно-тренировочных сборах в молодежном лагере «Большое Приключение» в Карелии. Это произведение будет интересно читателям любого возраста, но особенную пользу принесет молодым, тем, кто мечтает о больших путешествиях. Ведь это, по сути, своеобразный гид по подготовке к серьезной экспедиции, где можно найти ответы, к чему нужно быть готовым и как находить силы, когда они уже на исходе.
…Пожалуй, эту книгу можно назвать лучшей в своем жанре. Читая ее, чувствуешь холод полярной ночи, почти физически ощущаешь вечное белое безмолвие и свое полное одиночество на верхушке мира.
Матвею Шпаро и Борису Смолину идти пришлось в кромешной тьме, мороз достигал 47 градусов, порывы ветра – 25 метров в секунду. Каждый тянул за собой по двое саней со снаряжением, питанием, топливом общим весом 140 килограммов. Ложились в палатке спать и всякий раз ожидали, что под ними разойдутся льды, начнется торошение, образуется полынья. Язык книги живой, яркий, динамичный. Дмитрий Игоревич приводит дневники Матвея и Бориса, их письма близким и родным, газетные заметки, записи телефонных разговоров. Возникает ощущение, что мы находимся где-то рядом, вернее, вместе с Матвеем и Борисом, и уже не только отважные путешественники, но и мы, читатели, встречаемся один на один с белым медведем, проваливаемся в полынью, любуемся неземной красотой сияющих в небе звезд…
Из дневника Матвея, 18 февраля:
«Остановились вчера в 23.30. День трудный. Борис вперед не рвался, я тоже брел медленно… Уже третьи сутки идем по полям, которые недавно ломались. Почти каждые 50 метров встречаются или канал, или трещина от полуметра или метра шириной, или гряда торосов. Через 2‑3 дня будет полнолуние, и, видимо, приближение Луны оказывает воздействие на океанские льды… Норма сегодня далась в результате адских страданий. После 6 часов работы я выдохся, и организм отказался работать. Меня всего ломало, как эти льды. Потом – словно некий барьер остался позади – разошелся…»
Тут, рядом с дневником Матвея, рассказ Бориса о торосах и еще подробное описание погоды с точным указанием географической широты и долготы, где находятся путешественники.
Особенно впечатляет рассказ Бориса о встрече с белым медведем: «Он (медведь), видимо, почувствовал запах еды и хитро подошел с наветренной стороны, чтобы себя не выдать. Он потянул лапой мои сани и разорвал пластиковую бутылку с бензином. Услышав шум, мы выстрелили из палатки… Медведь шарахнулся от выстрела и запаха бензина. Он ушел и снова вернулся. Перед нами стояла гигантская белая масса, и светились два глаза. Матвей сказал тогда: «Этот танк, по-моему, отсюда никуда уходить не собирается».
…Возможно, кому-то покажется излишним изобилие географических координат и данных о скорости ветра, но все это вместе с пониманием того, что два бесстрашных путешественника на пределе своих физических возможностей идут к полюсу в кромешной темноте, создает особый эффект присутствия, который усиливается обилием потрясающих фотографий.
..Это книга-приключение, книга-размышление, причем не только об экспедиции, но и, по сути, о смысле жизни, о том, какие цели мы ставим перед собой и зачем. Здесь есть ответы на вопросы, что было самым сложным и зачем вообще нужно рисковать собой.
«Ответ, что самое сложное – недостаток информации, кажется парадоксальным, – пишет Шпаро в главе «Ад холодное место». – Ни торошение, ни холод, ни ветер, а вот на тебе – недостаток информации…»
Еще каверзный вопрос: «Был ли момент, когда вам хотелось повернуть назад?»
Матвей: «Поворачивать не стоит. Обратно не дойти. Когда было совсем туго, то такие мысли приходили. Все на фиг бросить. Мы живые люди. Можно было позвонить летчикам и сказать, чтобы они нас забрали. Но я гнал такие мысли».
И вот самый короткий ответ на короткий вопрос: «Зачем вы пошли?» – «Чтобы показать, что у людей есть потенциал…»
…14 марта 2008 года Матвей Шпаров и Борис Смолин подняли флаг России на Северном полюсе. С тех пор прошло десять лет. Этот рекорд пока что не был ни повторен, ни улучшен.
«Девять раз за минувшие годы (в апреле 2018 года состоялась юбилейная, десятая, «Большая Арктическая экспедиция». – Прим. ред.) российские юноши и девушки вместе с Матвеем Шпаро и Борисом Смолиным штурмовали Арктику. У земной оси побывали 63 юных путешественника из 42 регионов нашей страны. Пройдут годы, и, возможно, кто-то из новых полярников дерзнет побить абсолютный мировой рекорд своих недавних учителей» – вот эти слова на обложке книги Дмитрия Шпаро звучат и как призыв, и как некий своеобразный итог работы этих удивительных людей – и самого Дмитрия Игоревича, и его отважного сына Матвея.
Вместо послесловия
«Учительская газета» все эти годы была рядом с юными полярниками. Положение о самой первой молодежной экспедиции было опубликовано в «УГ» в январе 2008 года. Матвей и Борис еще где-то на полпути к своей цели, еще нет уверенности, что они смогут успешно завершить переход, но есть вера в победу. И со страниц газеты они призывали российских мальчишек и девчонок последовать за ними.
В 2010 году на Северном полюсе был поднят флаг Года учителя, который команде вручил заместитель министра образования Исаак Калина. Напутствуя участников, он сказал, что знает о том, что многие ребята хотят стать учителями, и уверен, что так оно и будет. И важно, что уже сейчас они осваивают главный методический прием педагога – быть интересным ученикам. «Я уверен, – подытожил Калина, – очень повезет тем ребятам, которых вы станете учить…»
Минувшей весной юбилейная «Большая Арктическая экспедиция» отправилась в Арктику расширенным составом. Вместе с отрядом лыжников Матвея Шпаро в апреле на базу «Барнео» прилетел научный отряд из семи школьников, который возглавлял учитель года-2017, преподаватель биологии 171‑й московской школы Иван Смирнов. Подростки проводили эксперименты по исследованию воды и льда, изучали микроорганизмы, живущие в высоких широтах, следили за погодой. Впереди, надеемся, еще не одна экспедиция, о которой «УГ» обязательно напишет!
Комментарии