Министерство образования Российской Федерации объявляет конкурс на перспективные разработки (проектные идеи, инновационный опыт), ориентированные на реализацию основных направлений развития российской школы, сформулированных в стратегических документах по развитию образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации; План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., раздел “Реформирование образования”; Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Положение о конкурсе на перспективные разработки по основным направлениям модернизации современной российской школы публикуется ниже.
Конкурс будет проводиться Национальным фондом подготовки кадров, уполномоченным Минобразованием России организовывать работу по проведению конкурса в рамках более широкой инновационной программы в области образования.
Гранты в размере до 1000 долларов США в рублевом эквиваленте по решению конкурсной комиссии выплачиваются авторским коллективам, представившим лучшие предложения.
Положение о конкурсе, необходимые дополнения, более подробная информация могут быть получены заинтересованными заявителями лично или по письменному заявлению в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) по адресу: 119898, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, 4-й этаж, телефоны: (095) 246-98-94, 246-66-32; факс 246-98-92 (Юсфин С.М.).
Документы, оговоренные Положением о конкурсе, должны быть представлены по вышеуказанному адресу не позднее 15 декабря 2000 г. К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, г. Москва, Ружейный переулок, д. 4, о/с 129, с пометкой на конверте “На конкурс” и с датой отправления на почтовом штемпеле не позже 30 ноября 2000 г.
1. Общие сведения
Министерство образования Российской Федерации при участии Национального фонда подготовки кадров объявляет конкурс на перспективные разработки (проектные идеи, инновационный опыт), ориентированные на реализацию основных направлений развития российской школы, сформулированных в стратегических документах по развитию образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации; План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., раздел “Реформирование образования”; Стратегия социально-экономического развития России на 2000-2010 гг., раздел “Модернизация образования”; Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).
2. Участники конкурса
В конкурсе могут участвовать авторы и/или авторские коллективы. Один и тот же автор (авторский коллектив) может выдвигать на конкурс до 5 разработок. К участию в конкурсе не допускаются авторы, являющиеся членами Экспертной комиссии конкурса. Авторы, являющиеся работниками органов управления образованием федерального и регионального уровней, могут участвовать в конкурсе на безгрантовой основе.
3. Требования к разработкам
Перспективные разработки должны способствовать решению ряда актуальных задач современного этапа развития российской школы в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России и другими стратегическими документами по развитию образования.
а) В области обновления содержания общего образования указанные документы требуют реализации следующих позиций:
устранение перегруженности содержания общего образования в целом;
обеспечение существенной разгрузки учащихся начальной школы, выход на новую методологию и методику обучения на I ступени освоения образовательных программ общего среднего образования;
определение набора ключевых компетенций, на овладение которыми должна быть нацелена система общего образования: в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах;
существенное повышение удельного веса и качества преподавания социальных наук, в первую очередь экономики и права;
обеспечение знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы;
обеспечение необходимой базовой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;
обеспечение профильности обучения в старших классах;
усиление личностной и индивидуальной направленности содержания образования и форм его организации; рост возможностей выбора у ученика;
изменение методов обучения, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся;
приоритет сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет нормализации учебной нагрузки школьников, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся.
б) В сфере школьной экономики разработки должны быть ориентированы на реализацию принципа персонификации бюджетного финансирования, что предполагает:
нормативное бюджетное финансирование в расчете на 1 учащегося;
финансово-хозяйственную прозрачность (в том числе модернизация систем современного бухгалтерского учета и экономического анализа деятельности учебных заведений);
контрактные формы отношений с государством и частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;
изменение порядка выделения бюджетных средств общеобразовательным учреждениям (переход от выделения средств по статьям расходов бюджетной классификации к финансированию одной строкой).
в) Модернизация школы предполагает расширение участия общества в управлении образованием (образовательными учреждениями), в частности путем создания и развития:
системы попечительских советов (образовательных организаций, муниципалитетов и т.п.);
фондов поддержки образования (общеобразовательных организаций);
системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования;
условий, прежде всего налоговых, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.
г) Необходимы разработки новых важнейших институтов системы общего образования:
– независимый контроль качества образования;
– единый экзамен (заменяющий сегодняшнюю систему выпускных школьных и вступительных экзаменов).
д) Большое значение реформа придает реструктуризации сельской школы (стимулирование начавшегося процесса создания образовательных центров в сельской местности; организация транспортного обслуживания сельских школ с помощью системы “школьных автобусов”; создание интернатов, в том числе пятидневных, на базе сельских школ; развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения).
4. Организация конкурса
Для организации конкурса создается Экспертная комиссия.
На конкурс принимаются перспективные разработки практического характера, содействующие реализации одного или нескольких вышеизложенных направлений модернизации общего образования в условиях массовой российской школы, целостно-системные разработки.
При этом разработки, представляемые на конкурс, должны пройти ту или иную форму апробации (реализация на практике, проверка в эксперименте, экспертиза и др.).
На конкурс представляются разработки общим объемом до 0,5 п.л.
В материалах указывается о практической реализации и результатах апробации разработки, если такие имеются.
Изложение завершается предложением (предложениями) по реализации и/или распространению предлагаемой разработки – посредством того или иного организационно-управленческого решения.
К материалам, присланным на конкурс, прилагается запечатанный конверт. В этом конверте сообщаются сведения об авторе (Ф.И.О., место работы, должность, домашний адрес, телефон).
Представленные авторами материалы шифруются. Конверты обозначаются тем же шифром. В Экспертную комиссию конкурса направляются ксерокопии материалов. Авторский экземпляр и конверт хранятся в сейфе.
Экспертная комиссия конкурса имеет право отклонять заявки в случае, если материалы, поданные на конкурс, не соответствуют формальным требованиям конкурса.
Все права на использование материалов, отобранных Экспертной комиссией конкурса, принадлежат Министерству образования Российской Федерации. Поступившие на конкурс материалы не возвращаются.
Комментарии