search
main
0

100 учеников на одного учителя Миллионам африканских детей образование недоступно

Четверо из десяти детей школьного возраста в Африке, южнее Сахары, не учатся в школе. И лишь малая часть тех, кто в школу ходят, получают необходимые базовые знания.

Эти данные приведены в докладе Института статистики ЮНЕСКО, который проанализировал состояние образования в 49 африканских странах, основываясь на официальных данных за 1998-1999 учебный год.
Для большинства стран этого региона главным приоритетом остается начальное образование. Им охвачено 60% детей школьного возраста, при этом разброс по странам очень велик: в Нигере это всего 26%, а на о. Маврикий – 93%.
Среднее образование, отмечается в докладе, по-прежнему не имеет широкого распространения в регионе. Поскольку дети поздно начинают учиться, а кроме того, высок процент второгодничества, большинство ребят задерживаются в начальной школе. В 21 стране, предоставившей данные, только 19% детей соответствующего возраста посещают среднюю школу. А в таких странах, как Буркина Фасо, Чад, Гвинея, Мозамбик и Нигер, этот показатель не превышает 10%.
Мальчиков в средних школах больше, чем девочек. В Бенине, Чаде, Гвинее-Бисау и Того – в два раза.
За исключением государства Сан Томе и Принсипи и Сейшельских островов во всех странах региона есть по меньшей мере один университет. Однако доля высшего образования в целом крайне невелика – всего полтора миллиона студентов. Многие ребята вынуждены уезжать на учебу за границу, поскольку на родине нет соответствующих образовательных программ.
В среднем здесь на одного учителя приходится 40 учеников, а в отдельных случаях – 100 и более! В докладе отмечается также общий недостаточный уровень квалификации преподавателей. В 16 странах, предоставивших необходимые данные по дошкольному образованию, только треть педагогов имеют какую-либо подготовку. Несколько лучше дело обстоит в начальной школе, однако и здесь все зависит от конкретной страны. В Экваториальной Гвинее 100% учителей прошли минимальную подготовку, а в Гвинее-Бисау – 28%. Интересно, что женщин-педагогов здесь гораздо меньше, чем мужчин. Так, если в дошкольных учреждениях они составляют 90% преподавательского корпуса, то уже в начальной школе только 37%, в средней – 31%, в высшей – 28%.
Объем расходов, направляемых на образование, колеблется от 1% совокупного внутреннего продукта в Сьерра-Леоне до 10,1% – в Зимбабве и 13,2% – в Лесото. В основном они идут на начальную школу, в частности на зарплату учителям и закупку оборудования.
По мнению экспертов ЮНЕСКО, главные препятствия, не позволяющие решать проблемы образования в африканских странах, – это нищета, СПИД, социальная напряженность и интенсивный прирост населения, треть которого составляют дети школьного возраста. “Важным условием расширения доступа к образованию представляется значительное и последовательное увеличение темпов роста совокупного внутреннего продукта”, – к такому выводу приходят авторы доклада.

Владимир СЕРГЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте