search
main
0

100 лет для рабочего человека – вторая молодость

Основная черта, присущая городской целевой программе «Рабочие кадры», – сохранение традиций в работе учреждений профессионального образования и бережное отношение к тем, кто всю свою жизнь отдал воспитанию подрастающего поколения. К таким людям, вне всякого сомнения, относится Дмитрий Очкин, бывший директор одного из московских ПТУ, недавно отметивший свой 100-летний юбилей.

Когда встречаешься с Дмитрием Дмитриевичем Очкиным, то слышишь от него такие истории, которых не найти ни в одном учебнике, ведь это рассказ человека о том, как многие события были пережиты им самим на протяжении целого века. Родился Дмитрий Очкин 25 ноября 1908 года в семье железнодорожников. Он помнит, что когда началась Февральская революция, мальчишки-одноклассники сняли со стены в школе портрет императора Николая II и разбили, в 3-м классе ребята уже участвовали в демонстрациях, чувствуя себя совсем взрослыми. Потом была Великая Октябрьская революция, потом началась Гражданская война, голод, но благодаря тому, что отец и старший брат Дмитрия работали на железной дороге, получали хорошие по тем временам деньги, семья не голодала. Вечерами отец рассказывал детям о нелегкой жизни в стране: в то время в Москве была большая нехватка соли, поэтому москвичи собирали на полях овес, пшеницу, ехали в Нижний Новгород, где меняли 10 фунтов муки на фунт соли. Взрослые меняли в деревнях старинные золотые украшения, кольца, браслеты на мешок картошки. Словом, выживали кто как мог и как умел, используя любые возможности.

Конечно, Дмитрий хотел продолжать дело отца и старшего брата, но в 1920 году удалось поступить в ФЗУ и выучиться на слесаря и токаря. После окончания училища Очкин работал на заводе, но желание учиться не покидало его. Помог случай: от друзей Дмитрий узнал, что в Москве есть индустриально-конструкторский техникум, куда принимают на обучение рабочих с квалификацией не ниже 5-го разряда, а при выпуске каждый студент уже имел высший 7-й разряд. Важно было при поступлении сдать пробу, то есть показать свои навыки и умения по специальности. Очкин успешно с этим справился, выдержал квалификационные испытания и был зачислен в это московское учебное заведение. После окончания техникума, а это было уже в 1940 году, Дмитрию Дмитриевичу предложили остаться на преподавательской работе и одновременно заведовать учебным цехом при техникуме. Он согласился, потому что уже тогда понял: свою работу любит, но ему еще нравится передавать знания и мастерство юным рабочим.

В ноябре 1940 года Дмитрий Дмитриевич перешел на работу старшим мастером в ремесленное училище №11, которое находилось в 1-м Басманном переулке. Первый набор – 1300 юношей и девушек – производственную практику проходил в мастерских училища.

Юная смена рабочего класса успешно сдала свой трудовой экзамен в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны режим работы училища стал двухсменным. 1-я смена – с 8 утра до 8 вечера, 2-я смена – с 8 вечера до 8 утра. Работали они круглосуточно, без праздников и выходных.

В 1941 году учащиеся ремесленных училищ заняли рабочие места отцов и трудились наравне со старшими, выпускали отечественную продукцию для фронта, делали детали к реактивным снарядам «катюша» и минометам, стабилизаторы к минам. В середине октября 1941 года немцы близко подступили к Москве, выход из Москвы был только с Ярославского вокзала по железной дороге или по шоссе Энтузиастов. Москва была объявлена на осадном положении, предприятия и госучреждения срочно эвакуировались. Получило приказ: «Работу прекратить, документацию, готовую и незавершенную продукцию уничтожить, работников уволить с двухнедельным пособием, учащихся эвакуировать» и ремесленное училище №11. Но через 4 дня пришел новый приказ: «Работу возобновить!» Оставшаяся в училище бригада собрала ребят, позвали мастеров, и началась работа. Готовую продукцию и детали достали из пруда, в котором все это было спрятано перед эвакуацией, и пустили в дело.

Бомбардировки Москвы с каждым днем усиливались. Кругом виднелись языки пламени горящих зданий, в небе – отвратительный рев фашистских стервятников, кругом трескотня пулеметов, зимой начались морозы до 30 градусов, училище не отапливалось, не было подвоза топлива, но ребята работали из последних сил, несмотря на опухшие от холода пальцы. И не было ни одного прогула, ни одной жалобы, всеми владело чувство «все для фронта, все для Победы».

Но закончилась война, снова началась мирная жизнь, с апреля 1949 года Дмитрий Дмитриевич Очкин стал директором ремесленного училища №39, а с 1957 года – директором РУ №29, готовившего автомобилистов, автомехаников, слесарей, водителей, призывников-шоферов для армии. «Подготовил я около 18000 квалифицированных рабочих, моя работа была сложна, да и велика была ответственность за училище», – говорит Дмитрий Дмитриевич. В 60 лет, как и положено, он, как директор, ушел на пенсию, но продолжал еще 10 лет работать мастером.

Сегодня Дмитрий Дмитриевич Очкин живет с дочерью и зятем в небольшой квартире на окраине Москвы. Эта скромная семья тружеников-педагогов целый день на работе, а у отца-пенсионера свои заботы по дому – он и кашу сварить сумеет, и картошку пожарит, и по дому приберется. У Дмитрия Дмитриевича строгий режим дня. Подъем и зарядка в одно и то же время, в обед небольшая прогулка во дворе дома. С наступлением первых солнечных майских дней Дмитрий Дмитриевич уезжает до самого октября на дачу. «Каждую весну мне кажется, что я не справлюсь с работой на даче, – говорит он, – но как только наступает сезон, все сомнения как рукой снимает! Ведь там необыкновенная атмосфера, сразу чувствуются новые силы, работа мне дарит жизнь. Я пропалываю грядки, поливаю их, собираю урожай, в общем, делаю все что в моих силах».

Его профессиональное училище вошло в состав нынешнего колледжа связи №54, где ветерана не забывают: в 100-й день рождения к Дмитрию Дмитриевичу Очкину приехала целая делегация колледжа с подарками и поздравлениями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте