Психологи считают, что события 90-х годов до сих пор оказывают влияние на социальное и гражданское становление молодежи. Воспоминания родственников, многочисленные споры о 90-х в СМИ, критика и восхваление…
Разобраться в событиях 90-х годов, понять значимость преобразований тех лет для настоящего и будущего нашей страны – серьезная воспитательная задача, которую трудно решить только на уроках истории. В предлагаемый комплект сценариев часов общения входят восемь тем, охватывающих основные события 90-х годов. Сценарии часов общения построены на следующих принципах: Широкое использование различных дополнительных материалов. Освещение событий через реальные судьбы их участников. Сочетание формирования знаний с воспитанием нравственных, гражданских и патриотических качеств. Актуализация собственной точки зрения при анализе событий.Каждый час общения можно провести как самостоятельное занятие или в сочетании с традиционными уроками. (См. таблицу 1.) «До… или Выставка достижений»Возраст участников: 7-11-й класс.Время проведения: 2 часа. Используемые интернет-ресурсы: http://tramadola.net/main/683-70-80e-gody-sssr.html http://www.moshol.ru/sights19.html http://www.hrono.ru/ http://urokiistorii.ru/learning/project/1236Учитель: 90-е годы новейшей истории России многие политики и историки называют переломным этапом для всего российского общества. Это были годы, которые многому научили нас, это были годы, которые изменили нас… Мы начинаем сегодня цикл занятий, которые позволят нам посмотреть на события 90-х с позиций прошлого, настоящего и будущего нашей страны.Но прежде чем говорить о событиях 90-х годов, я предлагаю вам вспомнить, что же представлял собой Союз Советских Социалистических Республик – страна, где даже в 80-е годы миллионы людей верили в коммунистические идеалы, в едином порыве шагали под лозунгами коммунистической партии к счастливому будущему. Убедиться в том, что страна уверенно идет в авангарде всего человечества, является форпостом мира и справедливости, можно было на знаменитой Выставке достижений народного хозяйства в Москве.Учитель демонстрирует видеокадры или фотографии ВДНХ. Учитель: Я предлагаю вам сейчас создать виртуальную выставку достижений СССР накануне 90-х годов. Задание 1. Составьте по предложенным фотографиям и информационным данным проспекты (рекламные буклеты) из различных залов и павильонов Выставки достижений народного хозяйств. Прием «Работа с фотографиями» Разложите фотографии на столах в комнате.Просмотрите фотографии и выберите те, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят к теме задания. Выбирая фотографии, попытайтесь ответить на вопросы:- Где была первоначально опубликована эта фотография – в газете, журнале или туристической брошюре? Иными словами, для чего ее использовали: для информации, торговой рекламы или пропаганды? Или для чего-то другого? – Есть у фотографии подпись или другие сведения, проясняющие, что хотел донести до зрителя фотограф?- Это профессиональная или любительская фотография? – Почему фотограф хотел сделать этот снимок? Какие у него были мотивы? Что он хотел нам сказать этой фотографией?Поразмышляйте о фотографиях с изображениями людей:- Кто изображен: возраст, пол, состояние здоровья, материальное положение и статус? – Знает ли человек о том, что его фотографируют? Позирует ли он или ведет себя естественно? Что изображено на фоне? Гармонирует ли фон с изображенным человеком или создает контраст?Группы работают на ватманских листах, объединяя фотографии и описания основных событий 80-х годов (события прописаны на карточках). Ватманы будут двусторонние: на одной стороне – достижения, на другой – проблемы. На выставке представлены следующие «залы»: 1-я группа: «Народное хозяйство и экономика в СССР». 2-я группа: «Жизнь людей в СССР». 3-я группа: «Партия и правительство: новые перспективы». 4-я группа: «Внешняя политика СССР на защите мира во всем мире».По окончании работы группы представляют свои буклеты (плакаты).Задание 2. Проанализируйте события, представленные на плакатах групп. Подготовьте аргументированные ответы на вопросы.Прием «Пленум» (групповое обсуждение)Используется при анализе текстов, документов, других материалов. Участники делятся на группы по 5-7 человек. В каждой группы определяется человек, который будет выступать от имени группы в конце обсуждения.Этапы работы по группам: 15-20 минут – введение в тему. 30 минут – работа над документами в группах. 20 минут – презентация результатов работы каждой группы перед классом (пленум). 15 минут – общая дискуссия на заданную тему (открытая трибуна).В каждой группе необходимо заранее распределить роли для группового обсуждения: Спикер – тот, кто будет выступать на открытой трибуне от имени группы. Лидер – тот, кто будет руководить внутригрупповым обсуждением. Секретарь – тот, кто будет фиксировать все возникающие мысли и идеи в ходе дискуссии.При необходимости можно придумать другие роли.Вопросы для обсуждения:- Какой видится реальная картина достижений СССР в 80-е годы? Почему декларируемые достижения страны не подтверждались реальной жизнью людей?- Каковы были причины, побудившие руководство СССР пойти на всестороннее реформирование экономической и политической системы во второй половине 80-х годов?Учитель: События и изменения, которые происходили в стране с середины 80-х, принято называть перестройкой. Эти события кардинально изменили социальную, экономическую, политическую, культурную жизнь страны. Попробуем обобщить, что же произошло в период перестройки. Задание 3. Индивидуальная работа. Впишите в соответствующие разделы таблицы названия изменений, которые произошли в стране в годы перестройки. (См. таблицу 2.)Задание 4. Проранжируйте события 80-х годов согласно их значимости для истории нашей страны.Прием «Рейтинг» Группы должны обсудить представленные утверждения, мнения, события, потом составить их рейтинг по степени важности. Его можно представить в форме лестницы или многоугольника. В случае лестницы самое важное утверждение помещается сверху, следующее по важности – на одну ступеньку ниже и так далее; самое несущественное утверждение помещается в самом низу. Алмазное ранжирование: наиболее важное; наименее важное.Если рейтинг составляется в форме многоугольника, сначала идет самое важное утверждение, потом два следующих по значимости, потом три утверждения средней значимости и так далее. Так как вопросы редко удается четко разграничить, такая форма рейтинга часто оказывается более подходящей. Она менее условна и поэтому более приемлема для участников. Она также дает больше возможностей для достижения консенсуса.Обсуждаются вопросы:- Как вы думаете, какие из событий, произошедших в 80-е годы, были наиболее значимыми в социальной, экономической, политической жизни страны? Почему?- Какие из вопросов экономической, политической жизни страны было необходимо решить в первую очередь? Почему они были особенно актуальны?Задание 5. Нарисуйте плакат, который мог бы быть рекламной картинкой итогов развития страны к началу 90-х годов.Группам дается на работу 5-10 минут, затем плакаты презентуются другим группам.Заключительная рефлексия:- Как вы думаете, чему научили нас события конца 80-х годов?- Как события отражаются в жизни нашей страны сегодня?В конце каждого занятия участники заполняют таблицу «Чему меня научили 90-е годы». (См. таблицу 3.)Прим. ред. Полностью комплект сценариев часов общения опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Марина ТЫРТЫШНАЯ, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания лицея «Бауманский» Республики Марий Эл, победитель конкурса «История 90-х» в номинации «Сценарий внеклассного мероприятия»
Комментарии