Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Глобальная экономика, новые рынки труда, требующие формирования новых компетенций, проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы социальной жизни ставят перед школой задачу соответствия новым условиям.
Чтобы быть успешным в XXI веке, современные ученики должны приобретать навыки цифровой грамотности, включая сбор информации, разработку собственного контента; интерактивного решения проблем и создания мультимедийных материалов; получения информации из Глобальной сети, то есть обладать информационной и ИКТ-компетентностью.Как известно, наиболее эффективное воспитание то, которое происходит незаметно, когда участники процесса ежедневно погружены в соответствующую развивающую среду. Исходя из этого в период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт в комплекс мер модернизации общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа включено оснащение всех начальных классов персональными мобильными компьютерами для организации проектной деятельности и технического творчества обучающихся. В 2012 году 7000 второклассников автономного округа получат мощный инструмент моделирования, наблюдения и взаимодействия – учебный ноутбук, подключенный к беспроводной сети. В следующем году новые второклассники получат ноутбуки, поэтому за три года будут оснащены персональными компьютерами рабочие места абсолютно каждого ученика начальной школы, независимо от того, в городе он живет или в селе.Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» (модель «1:1», eLearning 1:1) – это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Идеология проекта подразумевает активное использование компьютеров не только в стенах образовательных учреждений, но и за их пределами, поэтому предполагается в порядке апробации на условиях определенной договоренности с родителями предоставлять ноутбуки домой для выполнения домашних заданий. Это будет способствовать также развитию системы дистанционного обучения, что соответствует парадигме «образование через всю жизнь», развитию желания учиться не по принуждению, а по потребности. Как известно, базовые потребности развиваются в начальной школе, поэтому и оснащение ноутбуками начато в округе со вторых классов, кроме того, второклассники завершили первый год обучения по ФГОС, привыкли к обучению в новом формате и готовы осваивать новые компетенции.Для того чтобы реализовать данный проект, затрачены большие ресурсы в рамках идеологии комплекса мер по модернизации общего образования: деньги поступают из федерального бюджета и за счет субвенций муниципальным образованиям по программе развития образования в равных долях (пятьдесят на пятьдесят).Сегодня показатель количества компьютеров на одного ученика в автономном округе равен семи (по России – 12). На смену количественному показателю должен прийти качественный, необходим переход к современным формам организации учебного процесса, которые выведут его за рамки традиционной классно-урочной системы. На Ямале все больше внимания уделяется не просто оснащению школ техникой, но и развитию педагогических основ использования этой техники в учебном процессе. Очевидно, что это должно быть обеспечено организацией на современном уровне процесса повышения квалификации учителей, проведением необходимой информирующей и просветительской работы с родителями учащихся, пониманием того, что учебные ноутбуки – это не просто технологические девайсы, а новые инструменты познания.В 2012 году стартовал проект губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина «Школа Ямала – территория Wi-Fi», что потребовало провести работы по настройке серверов и специализированного программного обеспечения по управлению ИТ-инфраструктурой учебного заведения, настройке политики безопасности, созданию резервных копий данных с ПК в автоматическом режиме и т. п. В единстве данные проекты позволят модернизировать образовательный процесс через введение современных технологий обучения, и как следствие – получение нового образовательного результата. Приход мобильного компьютера в семью позволит существенно повысить уровень компьютерной грамотности социума и экономику страны. Риски проекта: в связи со сложной транспортной инфраструктурой автономного округа обеспечение высокоскоростным Интернетом удаленных школ в ближайшие два-три года будет проблематичным, поэтому придется в таких школах организовать внутренние среды. Не все учителя готовы работать в новых технических условиях (учитель часто оказывается в роли догоняющего). Для ликвидации этого отставания запланирована массовая подготовка учителей в том числе по программе Intel «Обучение для будущего» и др.Яна ВЕСОВА, кандидат педагогическмх наук, директор ГКУ ЯНАО «РЦОКО»
Комментарии