2-й сектор – нужно решить пример на сложение.
3-й сектор – изображены весы в этой части круга. Игрок должен назвать меры массы, указать зависимость между мерами массы.
4-й сектор – нуль, переход хода к другому игроку.
5-й сектор – нужно решить пример на вычитание.
6-й сектор – нарисованы линейка, измерительный циркуль. Ученики называют меры длины.
7-й сектор – сектор “Приз”.
8-й сектор – назвать примеры из таблицы умножения.
9-й сектор – изображены различные геометрические фигуры. Игроку нужно назвать предлагаемую ведущим геометрическую фигуру, указать ее особенности.
10-й сектор – решить пример на деление.
11-й сектор – решить пример на умножение.
12-й сектор – нарисованы часы. Ученик называет меры времени, указывает на зависимость между мерами времени.
Слова, которые можно назвать участникам игры:
АБАК, ПИФАГОР, ВЕРСТА, ТЬМА.
Абак. В древности торговцы производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые стали укладывать на специальной доске. Это устройство у греков и римлян усовершенствовалось и стало счетной доской, вроде наших нынешних счетов. Русскими счеты употребляются с ХVI века. Так как же назывался первый прибор для счета?
Пифагор. Назвать древнегреческого математика и философа. Этому ученому приписывают создание учения о числах четных и нечетных, простых и составных. Доказал теорему, носящую его имя, о соотношении длин сторон прямоугольного треугольника.
Верста. Как называлась русская мера длины, равная 1,0668 км. Эта мера длины упоминается в стихотворении А.С.Пушкина “Зимняя дорога”.
Тьма (финал). В русских арифметиках ХVII века употреблялись такие наименования для больших чисел:
103 – тысяща
106 -?
1012 – легеон
1024 – леодр
1048 – ворон
1049 – колода.
Так как же называлось число 106? или 1000000.
Слова для игры со зрителями:
ЗЕМЛЕМЕРИЕ, ДЮЙМ, ЛОМОНОСОВ.
Землемерие. Как называлась в Древнем Египте геометрия?
Слово “геометрия” греческого происхождения. “Ге” – земля, “метрео” – мерю. Зародилась геометрия в Древнем Египте около 2000 лет до нашей эры, т.е. 4000 лет назад. Египетский фараон разделил землю, дав каждому египтянину участок земли, и фараону платили налог за землю. Но река Нил, выходя из берегов, заливала участки, и фараон посылал землемеров, чтобы установить, насколько уменьшился участок и какой теперь брать налог. Так возникла геометрия в Египте, а оттуда перешла в другие страны.
Дюйм. Назвать английскую, а также старую русскую меру длины около 2,5 см. На голландском языке это слово означает большой палец.
Ломоносов. Назвать фамилию русского ученого, который заложил основы отечественной химии, геологии, металлургии. Предсказал наличие атмосферы у Венеры. Этому ученому принадлежат слова: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.
Заканчивается игра песней на мотив известной песни “Топает малыш”:
Топ, топ, ты уж не малыш
И давно за партою сидишь,
Значит, должен хорошо считать,
Умножать, делить и вычитать.
Раз, два, время не теряй:
Слушай, думай и запоминай,
С математикою подружись –
В жизни без нее не обойтись.
Она, она – каждому верный друг,
Она, она – царица всех наук.
Топ, топ, с каждым днем растем,
На уроках много узнаем,
Нам знакомы конус, куб и шар,
Знаем меру площади – гектар.
Знаки “плюс”, “минус” и “равно”
Мы используем уже давно.
Математика всегда нужна,
Ведь она – гимнастика ума!
Она, она – каждому верный друг,
Она, она – царица всех наук!
Рита ХУДОЕРКО
Краснодарский край
М. – Маша
В. – Витя
У. – Учительница
Б Я. – Баба Яга
Л. – Леший
КМ. – Кот Матвей
К. – Кощей
Яб. – Яблонька
П. – Печка
Лес. – Лесовичок
Действие I
Класс, две парты, глобус, портфель. Музыка. Звонок.
В класс входят ученики, учительница.
1-е явление
У. – Здравствуйте, ребята, готовьтесь к уроку математики.
1-й уч. – А где мой учебник?
2-й уч. – И мой?!
М. и В. (вместе) – И у нас нет!
У. – Ноги у них вырасти не могли, значит, вы их оставили дома! Хорошо, я проведу урок по своему учебнику. (Ищет) А… у меня его нет…
Все переглядываются.
У. – Признавайтесь, шалуны, вы не выучили урок и спрятали учебники.
Ученики – Нет, мы не прятали!
У. – Пусть это чья-то глупая шутка, будем вести урок без учебника. Решим примеры: 3 + 2
1-й уч. – равно 8!
2-й уч. – равно 6!
М. – равно 4!
В. – равно 0!
У. – Да что вы! 3 + 2 равно 10! Ой, мне кажется, что я все забыла… Вместе с учебниками пропала и вся наука математика. Колдовство какое-то…
М. – Мне кажется, я знаю, кто это сделал!
В. – Баба Яга и Кощей!
М. – Мы отправимся в сказку и вернем математику в школу!
У. – Но чтобы вы попали в сказку, надо выполнить три задания, а мы ничего не помним.
М. – Ничего, ребята нам помогут.
2-е явление
Учительница, Маша, Витя.
У. – Первое задание: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
3-девятое: 3 по 9, какое царство по счету? (27)
3-десятое: 3 по 10, какое государство по счету? (30).
Второе задание: За семью морями, за семью горами. Сколько гор и морей вместе ? (14).
Третье задание, самое сложное: Иван-царевич срубил головы у 3-голового змея Горыныча, 9-голового и 12-голового. Сколько всего голов он срубил? (24).
Действие II
1-е явление
Гаснет свет. Сказочная музыка. На сцене Баба Яга, Кот Матвей, Леший. Поют.
Б Я. – Что-то на душе у меня муторно.
Л. – А у меня с тех пор, как эти учебники здесь оказались, вообще слух пропал.
КМ. – У тебя его и не было…
Б Я. – Тихо вы! Энеки-бенеки, метелки-веники! Зажгись, волшебный экран!
На фоне экрана проходят Маша и Витя.
КМ. – Ага, великие математики пожаловали!
Б Я. – Отличники! За учебниками пришли!
Л. – Им, я понимаю, они нужны, а Кощею зачем?
Б Я. – Да без математики люди жить не смогут: ни посчитать, ни сложить, ни вычесть… Математика – царица всех наук! Пропадут без нее люди!
КМ. – Можно будет их голыми руками брать.
Л. – А я думал, что Кощей в институт готовится!
2-е явление
Маша, Витя, Лесовичок.
М. – Лесовичок, как хорошо, что мы тебя встретили. Ты все тропинки в лесу знаешь. Как найти царство Кощеево?
Лес. – Решите мою задачу-скажу. На двух елках – 100 шишек: на первой – 40, сколько на второй? (60)
В. – Помогите, ребята!
Лес. – Вот вам карта. Разбирайтесь в ней сами.
3-е явление
М. – Что это?
В. – Фигуры какие-то. Ребята, что это за фигуры?
20 см -2 дм
40 дм – 4 м
2000 м – 2 км.
В. – Все ясно. Значит, до царства Кощея 2 км 4 м 2 дм. Пошли.
4-е явление
Маша, Витя, Леший.
Л. – Куда это вы собрались? Порядков не знаете? Задачу решите: Маша сьедает на завтрак 6 мухоморов, а Витя на 4 больше. Сколько мухоморов ест Витя? (Люди не едят мухоморы).
Леший исчезает.
5-е явление
Маша, Витя, Печка.
В. – Что у нас по плану?
╝. – Ой! Печка! Матушка-Печка, в какую сторону идти до царства Кощеева?
П. – Решите мою задачку – скажу. У пекаря – 17 мешков муки. В каждом мешке – по 10 кг. Сколько всего кг муки? (170)
П. – Идите направо.
6-е явление
Маша, Витя, Кот Матвей.
КМ. – Ага, двоечники!
М. – Мы не двоечники!
КМ. – Отличники. Мимо меня не пройти, мою задачу не решить. В мышеловке – 4 мыши и 3 крысы. Сколько мышей в мышеловке? (4).
7-е явление
Маша, Витя, Яблоня.
М. – Смотри, Витя, – Яблоня! Яблонька, красавица, в какую сторону нам идти до царства Кощеева?
Яб. – Решите мою задачу, скажу. “В ящик помещается 8 кг яблок. С меня собрали 72 кг яблок. Сколько потребовалось ящиков? (9).
Зал помогает.
Яб. – Налево идите.
8-е явление
Маша, Витя, Баба Яга.
М. – Витя, смотри, избушка на курьих ножках.
Б Я. – Фу-фу, русским духом пахнет, никак Машка с Витькой в гости пожаловали! Давайте, давайте, заходите!
Старается закрыть собой учебники.
М. – Вить, чего это она там прячет?
В. – Не знаю.
Баба Яга садится на учебники.
Б Я. – Кощея идете искать? У, окаянный, все вредит вам, бедным…
В. – А вы разве не с ним? Вы ведь дружили!
Б Я. – Дружились, да раздружились! Во! (Показывает на беззубый рот). Кощей-злодей все зубы вышиб!
М. – (Вите) Кажется, она правду говорит…
В это время Баба Яга прячет план.
В. – Маша, где план?
М. – Тут лежал.
В. – Она нас обманула! Она с ним заодно!
Б Я. – Попались, голубчики! Не найти вам Кощея! Сегодня ночью Кощей все учебники у людей стащит! Не успеть вам!
В. – Отдайте наш план!
Б Я. – А реши задачу. Избушка на курьих ножках весит 700 кг. Если она одну ногу подожмет, то сколько она будет весить? (Столько же). На, возьми свой план, все равно я вас не выпущу.
Уходит, закрывает дверь.
М. – Витя, наши учебники – вот что она спрятала!
В. – А это что?
М. – Метла!
В. – На ней что-то написано: “Летательный аппарат в одну нечистую силу”.
М. – Как это?
В. – Ну у нас механизмы измеряют в лошадиных силах, а у Бабы Яги одна сила – нечистая.
М. – А она быстрая?
В. – Сейчас испытаем. Садись!
Маша берет учебники и вместе с Витей садится на метлу.
В. – Дверь закрыта. Летим через трубу.
Музыка.
Действие III
Дворец Кощея. На троне сидит Кощей, голова перевязана. Около него Баба Яга, Кот Матвей, Леший.
К. – Не убегут?
Б Я. – Нет, я дверь закрыла.
Влетают Маша и Витя. Общий испуг.
Б Я. – Они украли мою метлу!
К. – Они нашли учебники!
Л. – Мы пропали!
К. – Да где им со мной, Кощеем Бессмертным, справиться!
М. – Да все знают, что смерть твоя в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке!
К. – В сундуке-то, в сундуке, да открой, попробуй! Замок у меня не простой – математический!
(Задание для 1-го класса: Показать на таблице числа от 20 до 0.)
К. – И заяц математический.
(Задание для 2-го класса: Сколько ушей у 6 зайцев?) (12)
К. – Утка тоже математическая. Сколько передних лап у утки? Сколько задних? (У утки только 2 лапы).
К. – И про яйцо задача есть! Старушка несла в корзине 10 яиц. А дно упало! Сколько яиц осталось? (0. Дно упало).
М. – Вот она, иголочка! (Ломает).
Действие IV
Маша и Витя в классе.
Ребята – Вернулись! С учебниками!
У. – Молодцы! Справились с заданием!
В. – Мы бы не справились, если бы нам ребята не помогли!
М. – Мы еще очень мало знаем!
У. – Теперь поняли, для чего нужна математика?!
М. – Мы-то поняли…
В. – А ребята?
У. – (залу) Вы поняли? Для чего нужна математика?
Дмитров
Комментарии