Елена К., учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– У нас, как и в соседних регионах ЦФО, было предложено пять тем: «Почему людей привлекает идея путешествия во времени?», «Когда слово становится преступлением?», «Произведение какого писателя (композитора, режиссера) я бы порекомендовал своим друзьям?», «В чем может проявляться любовь к своему Отечеству?» и очень философская, на мой взгляд, тема «Согласны ли вы со словами Андрея Вознесенского «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?». Я настраивала ребят на самостоятельность мысли: пусть не самое оригинальное сочинение, но мое! Некоторые прислушались, поэтому выбрали тему про любимое произведение. Популярными оказались тема про преступление и наказание и размышления о любви к Отечеству.
Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Я традиционно вхожу в комиссию по проверке итоговых сочинений. В этом году мне достались сочинения учеников школы, имеющей высокий рейтинг в городе. Ребята в основном выбрали тему «Произведение какого писателя я бы порекомендовал своим друзьям?». Диапазон книг – от «Войны и мира» и «Капитанской дочки» до фантастики Рея Брэдбери. Удивительно, но столь юные люди смогли сделать следующий вывод: такие тексты заставляют по-другому взглянуть на нынешнее время, в котором не хватает человечности и доброты. Ребята хотели бы, чтобы, прочитав эти книги, люди задумались о том, как переделать себя.
Светлана Л., учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– Большинство детей писали о книгах, которые можно порекомендовать друзьям. Эту тему в нашей школе выбрал 41 выпускник из 76. Тема «Когда слово становится преступлением?» очень непростая. Школьникам, прочитавшим далеко не все, что требуется по программе, нужно голову сломать, чтобы привести пример. Тему о том, кому на Руси жить хорошо, у нас в школе взял всего один человек. Конечно, здесь можно было бы обратиться к классике. Подошли бы и Тургенев с «Записками охотника», и Некрасов с его гражданской лирикой, и другие авторы, писавшие о трудной доле простого народа. Но сегодня мало кому из старшеклассников это интересно. А вот тему о путешествиях во времени, предполагающую знание фантастики, взяли 9 выпускников. Она явно ближе молодежи.
Кристина КОХАН, учитель русского языка и литературы школы №9 имени И.С.Фрадкова, Петрозаводск:
– Из пяти тематических направлений ученики отдали предпочтение третьему и четвертому – «Преступление и наказание – вечная тема» и «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». Их выбор был продиктован актуальностью тем для современного поколения. Некоторые ребята обратились к зарубежной литературе, но многие приводили примеры из произведений школьной программы. Своевременная подготовка в школе и напряженная внеурочная работа помогли выпускникам преодолеть испытание, которое служит допуском к ЕГЭ.
Комментарии