Мы спросили о том, как обстоят сейчас дела с зарплатой, учителей, директоров, работников дошкольных организаций. Кто-то написал нам по почте и оставил комментарии в соцсетях. Многие оказались единодушны: обещается много, делается гораздо меньше. Кто-то находит утешение в философских рассуждениях и позитивном мышлении, и мы искренне восхищаемся такими людьми, но продолжаем недоумевать: когда же зарплатный вопрос уладится и как этому поспособствовать? Судите сами…
Дошкольные годы – чудесные?
Если говорить о ситуации с оплатой труда в системе дошкольного образования, то, на взгляд заведующих детскими садами Санкт-Петербурга, самой уязвимой категорией остается младший технический персонал: уборщицы, дворники и т.д. Их зарплата меньше всех. Более благоприятная ситуация у помощников воспитателя. Например, минимальный оклад, который может быть назначен нянечке, – порядка 16 тысяч рублей в месяц. Но здесь многое зависит от стажа работы. Так, помощник воспитателя, проработавший в детском саду порядка 20 лет, получает оклад около 18 тысяч рублей в месяц. 20% ему доплачивают за расширение доли обслуживания, то есть за конкретную помощь воспитателю. В целом, помощник воспитателя может получать 22-23 тысячи рублей в месяц.
Что касается воспитателей, то их положение на порядок лучше, чем у остальных категорий. Например, воспитатель с 1 категорией получает зарплату около 34 тысяч рублей. Плюс к этому дополнительные выплаты в рамках эффективного контракта, ежемесячная сумма которых определяется один раз в полгода решением специальной комиссии. Многие воспитатели ведут платные кружки, иногда поднимая свою зарплату до 60-70 тысяч рублей в месяц. В этом плане у педагогов, в отличие от других категорий работников больше возможностей заработать дополнительные деньги. В то же время, если в детском саду заинтересованы, чтобы все работники имели возможность улучшить свое материально положение, то и дворникам, и нянечкам предлагают участвовать в праздниках, в подготовке занятий и их проведении и т.д. За все это положены дополнительные выплаты.
«В нашем детском саду нет ни одного свободного рабочего места, – говорит Елена Анатольевна В., заведующая детским садом города Перми. – И текучки, по сути, тоже нет. Люди заинтересованы в трудоустройстве в детский сад и не покидают его после того, как вышли из дошкольного возраста их собственные дети. Мы стараемся, чтобы мамы и дочки-сыночки не попадали в одну группу, иначе даже невольно мама-воспитатель будет обращать внимание на своего ребенка больше, чем на остальных. Сотрудников устраивает уровень заработной платы, он в среднем приближается к 30 тысячам в месяц. Это несколько ниже, чем у соседей в Свердловской области, однако нас устраивает. Плюс полный социальный пакет: оплата больничных листов, возможность длительного отпуска. Я бы сказала, сотрудников, особенно молодых, напрягает иной момент – психологического плана. Мы порой становимся «козлами отпущения» для родителей, которые недовольны чем-то в своих чадах. А уж если ребенок упал и набил шишку, может дойти до подачи заявления в суд на «халатного воспитателя». Когда же мелкие бытовые травмы происходят дома, родители воспринимают их как почти естественное сопровождение роста. С нас же готовы три шкуры содрать, о чем так и заявляют. Педагоги боятся, как бы чего не случилось, не чувствуют себя защищенными. Сегодня законодательная защита педагога, на мой взгляд, более острая проблема, чем заработная плата, и сильнее влияет на кадровый состав, на решение человека работать или не работать в дошкольном учреждении.
«Нам дали – мы подписали»
«Недавно на одном мероприятии разговорились с коллегами из разных школ, – рассказывает Ирина М., учитель русского языка и литературы из Новгородской области. – Выяснилось, что у всех нас уменьшилась заработная плата по сравнению с началом учебного года. Причем потери серьезные и заключаются не в сотне-двух. Так, моя зарплата стала меньше на две тысячи рублей. У коллег потеря составила от одной до трех тысяч рублей. Мы стали анализировать, почему так произошло. И вспомнили, что в декабре, накануне Нового года, всем нам директора школ дали подписать какую-то бумагу о том, что мы согласны с изменениями в заработной плате. Мы подписали, думая, что заработная плата увеличится – так, по крайней мере, мне обещала директор моей школы. Оказалось – наоборот! В нашем разговоре выяснилось также, что в разных школах учителя получают различные зарплаты при одинаковых условиях. Например, моя коллега из соседней школы получает 30 тысяч рублей, а я – 25 тысяч, хотя стаж работы у нас одинаковый – по 25 лет, и мы обе работаем по 28 часов в неделю. Я думаю, начисление зарплаты во многом зависит от руководства школы».
Не меньше вопросов к зарплате и у молодых специалистов Великого Новгорода. Например, у Елены К., учителя иностранного языка, дела обстоят следующим образом: «Работаю в школе первый год. Обрадовало то, что мне сразу дали большую зарплату – 35 тысяч рублей. Правда, я еще являюсь неформальным заместителем директора по ИКТ, так как другого знатока компьютеров в школе нет. И в эту мою зарплату входят 10 тысяч рублей, которые директор школы доплачивает мне, пока я нахожусь в статусе молодого специалиста. Мои старшие коллеги меня огорчили, сказав, что такую большую зарплату я буду получать недолго. Они говорят, что, как только придется проходить первую аттестацию, моя заработная плата упадет до 15 тысяч рублей. Выпускников педвузов поддерживают финансово только, пока они находятся в статусе молодого специалиста. Так что я теперь раздумываю – стоит ли мне работать в школе дальше? 15 тысяч рублей получать очень не хочется. Но, возможно, я займусь репетиторством. А потом благодаря новым заслугам стану получать надбавки, которые опять позволят поднять мою зарплату. Мне нравится работать с детьми!»
В Республике Карелия ситуация с учительскими зарплатами обстоит, на первый взгляд, неплохо: третий месяц учителя получают аванс и зарплату в срок. И тем не менее, опасения, что все изменится, есть.
«Знаю, что в нашей школе ситуация вполне благополучная. Даже небольшие стимулирующие нам дают, – рассказывает учительница иностранного языка одной из петрозаводских школ. – Наверное, так будет продолжаться до конца учебного года. Впереди аттестация у девятиклассников, госэкзамены у выпускников, подготовка детей к этим испытаниям. По моим прогнозам ситуация осложнится осенью, когда педагоги выйдут из отпусков. На мой взгляд, это будет связано и с ситуацией, которая произошла в Петрозаводске накануне новогодних праздников…»
«Учительская газета» ранее сообщала, что педагоги Петрозаводска остро отреагировали на скандал с премиями: учителям карельской столицы сначала пообещали выплатить премии, а спустя сутки решение о премировании отменили. Тогда в ситуацию вмешался глава республики Артур Парфенчиков. После новогодних праздников учителям все-таки премии дали. Тогда же педагогам неофициально намекнули, что это отразится на зарплатах 2019 года, так как деньги якобы выделили из стимулирующего фонда, запланированного на 2019 календарный год.
Учитель из Петрозаводска Виктор Н., комментируя в соцсетях ситуацию с зарплатами, отмечает, что надо выполнить сначала, то что обещали. Педагог поясняет: «Оклад учителя 9400 и проценты. В итоге некоторые учителя получают доплату до МРОТ. А должны получать более 30 тысяч. Практически все учителя работают на полторы и две ставки, чтобы получить такие деньги. И где реальное повышение зарплат учителей?» – задается он вполне резонным вопросом.
О том, что реальных «зарплатных» расчетов нет, свидетельствует и Ассоциация сельских школ Карелии. После проведения в феврале Дня сельской школы, появились предложения о том, что нужно сделать для улучшения социальной ситуации на селе. Так, говоря о зарплате сельских педагогов, Ассоциация рекомендует «пересчитать зарплаты сельских учителей без сумм на коммунальные платежи, и финансово обеспечить достижение установленного показателя без фальсификаций и его искусственного подтягивания за счет коммунальных льгот».
Между тем, по данным Карелиястата, реально начисленная зарплата за 2018 год в сфере образования – 31248,0 рубля, за декабрь 2018 года – 43608,9 рубля. Данных за 2019 год в республике не обнародовано. В то же самое время в списке вакансий на одном из региональных сайтов есть предложение о вакансии учителя математики в Петрозаводске с оплатой труда в диапазоне от 24 до 28 тысяч рублей.
А преподаватель информатики из Екатеринбурга Александра Пашкова, похоже, разобралась в том, почему у коллег из одних регионов могут быть такие полярные мнения об уровне оплаты труда. «Не первый раз столкнулась с такими «ножницами», – объясняет Александра Александровна. – Одни люди говорят об очень низком заработке педагогов и приводят в доказательство свои 8, 10, 12 тысяч в месяц, а другая категория вполне довольна. К их числу отношусь и я… Недавно услышала в компании, как женщина-учитель всенародно сетовала на «смехотворную», как она сказала, заработную плату педагога. Назвала цифру – 12 тысяч рублей в месяц. Я про себя удивилась: вроде не «упахиваюсь» на три ставки, однако получаю больше 35 тысяч, иногда и до 40 тысяч в месяц. Эти цифры, насколько я знаю, приближаются к средней заработной плате в уральском регионе. Может быть, дело в точке отсчета и еще во взглядах на жизнь. Если взять исходную ставку, я тоже могу сказать, что мне платят 12 или 15 тысяч, в этом случае я поддержу вечно недовольных. Но мне ближе видеть во всем позитив, и, посчитав общий доход, я уверенно заявляю: зарплата в образовании сейчас достойная».
Тем временем
Государственные деятели стран бывшего СССР почти синхронно сообщили о беспрецедентных мерах по увеличению оплаты труда педагогических работников.
Так, министр народного образования Узбекистана Шерзод Шерматов заявил: «Мы не остановимся, пока зарплата учителей не достигнет $1000». В то же время, конкретных временных рамок для решения подобной амбициозной задачи он не обозначил. На сегодняшний день педагоги начальных и старших классов в зависимости от категории получают от 1,6 млн ($190) до 2,2 млн сумов ($262). Директора школ Узбекистана получали в начале 2019 года – 2,2-2,5 млн сумов ($285).
Сообщил о грядущем повышении зарплат учителей и премьер-министр Армении Никол Пашинян. 38 тысяч педагогических работников страны с 1 сентября почувствуют увеличение своих доходов на 10%. На данный момент, средняя зарплата учителей Армении, работающих на полную ставку, составляет порядка 150 тысяч драмов ($300).
А вы готовы рассказать свою зарплатную историю?
Полученное недавно письмо педагога дополнительного образования из Ульяновской области Натальи Н. (высшая категория, нагрузка – 24 часа) – настоящий крик души: «Зарплата – 14 тысяч, за стаж не платят, сельские не платят, выслугу лет убрали! Какое неуважение к педагогам! А ведь мы тоже ведем большую работу и с детьми, и с бесчисленным количеством ненужной бумажной и электронной волокиты! Помещение в цокольном этаже, обновления базы нет давным-давно, пол в классе с щелями, зимой в классе 16-17 градусов. Всюду кричат: «Инновации!», а элементарного нет. Все молчат: боятся остаться без работы».
Если у вас такие же или другие проблемы, пишите по адресу: uchitelskaya.gazeta@gmail.com. Давайте разбираться вместе!
Фото Марии Голубевой
Комментарии