Как ни печально об этом говорить, но статистика несчастных случаев в системе образования указывает на серьезные проблемы с организацией труда в учреждениях образования. При этом пострадавшими оказываются самые незащищенные жители страны, самые дорогие люди для родителей, которые спокойно их отпускают ежедневно в детские сады и школы.
Многие не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять большое внимание вопросам обеспечения безопасности, ведь, по их мнению, ученики, сидящие за партами, получают знания при полном отсутствии опасных факторов. Но они имеются, и в достаточном количестве.Например, на уроках химии ученики имеют дело с ядовитыми и опасными веществами, на уроках труда – с различными инструментами (в том числе станочным оборудованием), на уроках физической культуры учащиеся используют спортивные снаряды. В любом кабинете присутствует электричество. При этом мы понимаем, что присущие детям подвижность и любознательность и в то же время слабая осведомленность в вопросах безопасности есть причина повышенного детского травматизма.При этом во многих учреждениях не создаются отделы охраны труда, а функции инженера по охране труда выполняют по совместительству сотрудники, не имеющие порой соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы охраны труда решаются формально. Главной причиной сложившейся ситуации в сфере образования сами сотрудники считают недостаток финансирования, так как ни федеральный, ни местные бюджеты не производят отчислений на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях образования.Безусловно, правильно поступают в этой непростой ситуации руководители и сотрудники, которые собственными силами стараются наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне, порой изыскивая дополнительные источники финансирования. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации.В первую очередь необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения (от руководителя до уборщицы). Для этого изучаются нормативная документация и законодательные акты по охране труда в сфере образования, налаживается проверка знаний по охране труда в образовательном комплексе, разрабатываются соответствующие инструкции, допускаются к работе только те лица, которые прошли обязательный инструктаж по технике безопасности. Все это носит организационный характер и не требует больших финансовых затрат. Намного сложнее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в образовательном процессе оборудования, своевременный ремонт мебели, здания и сооружений и т. п. Однако и это выполнимо, если имеется заинтересованность в обеспечении реальной безопасности учебного процесса. Большую помощь в структурных подразделениях могут оказать службе охраны труда избранные профсоюзом организации уполномоченные по охране труда, которые своевременно обращают внимание руководства на нарушения в охране труда, путем составления представлений и участия в различных комиссиях.Как показывает практика, многие родители также с пониманием относятся к требованию соблюдения норм безопасности в учебных учреждениях. Более того, именно они оказывают посильную трудовую или материальную помощь в этом деле. Ведь в конечном итоге они заботятся о самом ценном – жизни и здоровье своих детей.Надежда БАРАНОВА, главный специалист Территориальной профсоюзной организации ЗАО
Комментарии