search
main
0

​Юрий КОННИКОВ, председатель Челябинской областной организации Общероссийского профсоюза образования: Успешные перемены невозможны без поддержки педагогов

Традиционное августовское совещание работников образования Челябинской области каждый год собирает педагогов всего региона. Тема конференции-2012: «Управление кадровыми ресурсами как основа модернизации региональной системы образования». В преддверии форума Челябинский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ провел встречу с профсоюзным активом, обсудил ход реализации проекта модернизации и отношение работников к происходящим процессам. О результатах проведенного анализа участникам конференции рассказал председатель областной организации Юрий КОННИКОВ.

Модернизация российского образования является серьезной попыткой придать системе определенный общественно-ориентированный вектор развития. В отличие от многих предыдущих реформ, изменивших, по сути, лишь внешние формы образовательной деятельности и не достигших желаемого результата, современная модернизация претендует на качественную перестройку содержания, способов и критериев функционирования системы образования.Краеугольным камнем достижения положительных результатов любой реформы, а, как правило, это повышение качества образования, является глубокое понимание и поддержка педагогов. Это возможно при кардинальном изменении подходов к оценке деятельности педагога, повышении его профессионального и социально-экономического статуса.Главными в решении этих вопросов были и остаются органы законодательной и исполнительной власти. В то же время история показывает, что важнейшую роль в функционировании и развитии системы образования, повышении творческой и общественной активности, а также защиты корпоративных интересов играет профсоюз, который является и социальным партнером, и оппонентом власти.Нашей организации 95 лет. 15 января 1917 года в Челябинской области прошел первый съезд учителей, на котором было принято решение о создании Педагогического общества взаимопомощи, которое и явилось прообразом профессионального союза. В начале своего пути общество состояло из 120 человек. Сегодня общая численность областной организации составляет 119167 человек. Это почти в тысячу раз больше.Значит, люди остались верны организации, рассчитывают на поддержку и защиту, находят в ней возможность реализовать свои социальные, корпоративные, профессиональные и творческие интересы.Если сравнить цели и задачи в начале пути и сейчас, то увидим, что мы верны своей главной миссии – защита трудовых, социальных и профессиональных прав работников.Уже в этом году адресную помощь по соблюдению трудового законодательства и вопросам охраны труда получили более 1500 членов профсоюза, в том числе руководителей и управленцев.Областная профсоюзная организация стала инициатором принятия ряда мер на уровне региона по улучшению экономического положения педагогов, развития лучших традиций в образовании. Наши достижения в рамках социального партнерства:- программа поддержки малообеспеченных студентов;- региональные доплаты и надбавки различным категориям работников, в том числе молодым специалистам;- выплата в полном объеме компенсации стоимости коммунальных услуг для сельских учителей;- 13-я зарплата;- конкурсы профессионального мастерства и слет победителей и призеров этих конкурсов;- развитие сети музеев образования;- конкурсы «Студенческий лидер», «Лучший коллективный договор», «Лучший социальный партнер»;- фестивали самодеятельного творчества, спортивные соревнования.Для получения реальной картины экономического положения семей педагогов мы проводим мониторинг в форме экономического дневника – тетради, в которой просим фиксировать ежедневные доходы и расходы семьи. Полученные объективные данные используем при встрече с представителями власти.Если говорить о материальной поддержке за счет профсоюзного бюджета, то более 52000 членов профсоюза за последние 2 года получили материальную помощь, премии и ценные подарки.В течение нескольких лет областная организация заключает договоры с санаториями и базами отдыха, в соответствии с которыми работникам образования предоставляется существенная скидка, при этом часть стоимости путевки оплачивают профсоюз и ряд муниципалитетов. За 2,5 года этой льготой воспользовались более 3500 членов профсоюза.В рамках внедрения новых систем поощрения профсоюзных лидеров более 1000 человек приняли участие в экскурсионных поездках по России и Уралу, в том числе и участники конкурсов на лучшую организацию работы по различным направлениям профсоюзной деятельности.Становятся традиционными областная конференция Советов ветеранов вузов Челябинской области, слет педагогических династий.В 2010 году по нашей инициативе и при поддержке Министерства образования был проведен первый слет победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства. В нынешнем году большую часть затрат, благодаря инициативе Министерства образования области, взял на себя бюджет. И отрадно, что в этом учебном году прошел первый муниципальный слет педагогов-новаторов в городе Златоусте.Все эти традиции сегодня работают на реализацию задач модернизации.2011-2012 учебный год стал стремительным марафоном по заключению отраслевых соглашений на муниципальном уровне. В 37 из 39 муниципальных образований области заключены новые отраслевые соглашения, 27 из них согласованы главами. При этом глава становится гарантом принятых обязательств.В формате социального партнерства удается договариваться и реализовывать дополнительные меры социальной поддержки работников образования. Приведу примеры.Материально стимулируют работников отрасли из средств муниципалитета, в том числе молодых специалистов, в Златоусте, Магнитогорске, Копейске, Миассе, Троицке, Чебаркуле, Усть-Катаве, Варненском, Каслинском, Кизильском, Коркинском, Кусинском, Красноармейском, Нагайбакском, Нязепетровском, Октябрьском, Увельском, Чесменском районах.Решают жилищные проблемы учителей, предоставляя служебное и социальное жилье, общежития, города Челябинск, Златоуст, Кыштым, Магнитогорск, Варненский, Коркинский, Красноармейский, Пластовский Сосновский, Чесменский районы.Выделяют средства для оздоровления работников образования Копейск, Магнитогорск, Карабаш, Троицк, Южноуральск, Ашинский, Агаповский, Пластовский, Саткинский, Сосновский, Чесменский районы.В 96% образовательных учреждений действуют коллективные договоры.Благодарим органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, руководителей образовательных учреждений за совместную работу, взаимопонимание и уважение к нашей организации.В преддверии августовской конференции мы провели встречу с профсоюзным активом, проанализировали обращения членов профсоюза, территориальных организаций, обсудили ход реализации проекта модернизации и отношение работников к происходящим процессам. В целом люди позитивно оценивают происходящие изменения, а предложения и тревоги, высказанные коллегами, стали основой для определения основных задач нашей организации.Несмотря на значительные шаги правительства области по доведению средней заработной платы учителей до средней зарплаты по экономике и нашу каждодневную совместную работу с Министерством образования по разъяснению механизмов повышения, до сих пор поступает достаточно много вопросов и обращений, связанных с недостаточным пониманием учителями механизма начисления заработной платы. Содержатся жалобы на незаинтересованность администраций школ в объективном распределении стимулирующей части ФОТ, просьбы оказать помощь в разработке примерных положений об оплате труда работников конкретных образовательных учреждений.Решая социально-экономические проблемы работников отрасли, мы ставим для себя следующие задачи:- добиваться увеличения базовой ставки (гарантированной части заработной платы) для начала до уровня прожиточного минимума и ее «привязки» к ежемесячным инфляционным процессам. Отрадно, что в этом направлении есть подвижки в муниципалитетах: в течение года в 20 территориях области возросли базовые ставки;- последовательное увеличение норматива финансирования;- принятие мер по увеличению зарплаты с учетом рекомендаций Минобрнауки России от 22.11.2011 №АФ-538/18 о «недопустимости в рамках реализации региональных систем общего образования повышения средней заработной платы учителей за счет увеличения педагогической нагрузки», то есть за счет превышения нормы часов преподавательской работы, соответствующей 18 часам в неделю;- проведение разъяснительной работы с учителями и другими категориями работников общеобразовательных учреждений по применению механизма начисления им заработной платы;- очень важно, чтобы проект повышения заработной платы учителей привел к повышению заработной платы других категорий педагогических работников – в дошкольных учреждениях и дополнительном образовании, средних специальных и высших учебных заведениях;- добиваться уменьшения недельной нагрузки работников ДОУ.По заявлению Президента России, до 1 декабря текущего года должна быть принята программа поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере. В рамках этой программы зародилось понятие так называемого эффективного контракта. Чем отличается эффективный контракт от трудового, пока неясно. Но понятно, что, если сохранится нынешний уровень норматива подушевого финансирования, эффективный контракт вряд ли станет эффективным.Мировая практика показывает: даже если заработная плата обеспечивает достойную жизнь, большую роль в формировании престижа учительской профессии играют государственные социальные программы для работников отрасли. В России таким примером могут служить дополнительные меры социальной поддержки сельских учителей, система грантовой поддержки, премий губернатора и Законодательного собрания для лучших педагогов Челябинской области. Но по нашему мнению, необходимо принятие государственных программ, касающихся каждого работника системы. Например, проблема жилья. Несмотря на принятие и реализацию муниципальных жилищных программ, большинство работников отрасли не могут принимать в них участие. Мы прекрасно понимаем, что даже когда заработная плата учителя достигнет средней по экономике, работники самостоятельно не смогут решить эту проблему, особенно молодые специалисты.В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя – постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций.Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных образовательных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, голосового аппарата, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:- повышенное психоэмоциональное напряжение;- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;- преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;- большой объем интенсивной зрительной работы;- высокая плотность эпидемических контактов.Каждый из этих факторов может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.В рамках профсоюзного мониторинга выяснилось, что подавляющее большинство педагогов обнаруживают у себя признаки стресса. Интересно, что получают удовольствие от работы в школе только 37 процентов опрошенных педагогов.По нашему мнению, стрессам в современных условиях наиболее подвержены работники высшей школы. Это связано с постоянной тревогой потерять работу в связи с реструктуризацией сети вузов, что негативно отражается на качестве труда.Большинство опрошенных учителей не соблюдают режима питания. Иногда даже обходятся без завтрака и обеда. Такое отношение к режиму питания связано с большой загруженностью на работе и экономией семейного бюджета.Часты жалобы учителей на то, что им трудно выдерживать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. В связи с этим необходимо предусмотреть выполнение гигиенических профилактических мероприятий по сохранению голоса и предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Например, правильно планировать учебную нагрузку для каждого преподавателя в течение дня и в течение недели; поддерживать нормы показателей микроклимата помещений; создавать благоприятные условия для отдыха учителей во время перемен и принятие программ на всех уровнях по организации санаторного лечения и страхования жизни и здоровья работников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте