Нередко родителям и педагогам приходится иметь дело с детьми особыми, которые «все делают не так», которые «всегда невпопад». Которые белые вороны или вечные изгои. Или «молчуны, до которых не достучаться»… И в конечном счете выпадают из организованного воспитательного процесса. Или ему сопротивляются явно или тайно, превращая свое существование в каторгу, а жизнь воспитателей – в сущий ад. Нередко такие дети встречаются и среди наших подопечных – юных исследователей.
Особые дети – это какие? В Толковом словаре С.И.Ожегова есть два понятия: 1) особенный – «не такой, как все, не обыкновенный»; 2) особый – «отдельный, не зависимый от других». Могут быть разные их категории, определяемые различными причинами и проявлениями своей особенности, разным собственным отношением к ней. И различием воспитательных подходов, своеобразным стилем и тоном отношений со взрослыми. Обычно сюда относят детей проблемных, трудных для обучения и воспитания. В основе проблемности их развития имеются объективные причины.К другой категории особых детей следует отнести детей, отличающихся своей позитивностью, неординарностью. А.С.Макаренко писал: «Нормальные дети… являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».Прежде всего это дети, опережающие возрастные параметры развития. Дети-вундеркинды и дети-индиго. Неординарные, оригинальные личности. Самодостаточные школьники, проявляющие черты самоактуализирующейся личности (озабоченной саморазвитием своего внутреннего потенциала). Социально зрелые дети и подростки с четко сформированной жизненной позицией. Дети, включенные в социально полезную и личностно значимую деятельность в других сферах жизни (учреждениях дополнительного образования, детско-юношеских организациях). Дети, имеющие своего Учителя жизни. К этой группе следует отнести и детей, осознанно и увлеченно занимающихся научно-исследовательской работой под руководством мудрых и авторитетных руководителей. Именно такие дети приезжают на конференции Малой академии наук «Интеллект будущего».В учебно-воспитательной работе с юными исследователями при проведении САМОТЕСТА мы неизменно констатируем наличие яркой палитры черт творческой личности. Они мечтают и за всем наблюдают, они ищут новые впечатления, задают вопросы и следуют за своими желаниями. Они прислушиваются к себе, а также смотрят на других людей и находят в них вдохновение. Они рискуют, иногда терпят неудачу, но продолжают пробовать. Многое рассматривают как возможность для самовыражения, используют и жизненные трудности. Работают в удобные для них часы, иногда теряя чувство времени. Они берут передышку, чтобы побыть в одиночестве, для работы или отдыха. Они окружают себя красотой.Это задает некий алгоритм работы научного руководителя, общения всех окружающих взрослых по развитию и воспитанию творческого потенциала личности юного исследователя. И предостерегает от наиболее распространенных ошибок в учебно-воспитательной работе с ними.Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук
Комментарии