search
main
0

​Юлия ЛАРИНА, выпускница Тверского государственного университета, педагог дополнительного образования ДЮЦ «Каравелла»: Школьные годы чудесные

Прозвенел звонок. В опустевшем школьном коридоре гулко раздавался стук каблуков молодой красивой учительницы музыки Ирины Николаевны.

Она вошла в кабинет. 7-й класс с любопытством встал, приветствуя педагога, оглядел ее элегантное темное платье, стильную стрижку. С последней парты, где сидел Колька Рогозин, донеслось: «Ишь какая фифа пришла!»Учительница, пропустив это мимо, поздоровалась с ребятами. На доске заранее была написана тема урока: «От мрака – к свету!». Слушание: Бетховен, увертюра «Эгмонт», «5-я симфония». Ученики с удивлением смотрели на эти мудреные для них слова: увертюра, Бетховен… Кто-то сказал: «У нас раньше только песни пели». Действительно, школа новая, преподавателя музыки не было. В начальных классах учителя сами проводили уроки. Все сводилось к незатейливым песенкам с примитивным аккомпанементом, и это называлось «Пение». Ирина поняла, что с Бетховеном попала впросак. Дети совсем не подготовлены к прослушиванию такой музыки.Она оглянулась на доску и внезапно стерла тему урока. Взяла гитару и сказала: «Весной этого года наш народ будет отмечать юбилейную годовщину – победу над фашизмом. Давайте вспомним песни о войне, вы подпевайте». И красивым, задушевным голосом запела: «От героев былых времен не осталось порой имен…» Эту песню из кинофильма «Офицеры» многие знали и дружно подпевали, а потом: «Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…». Эту песню Б.Окуджавы многие ребята знали по кинофильму «Белорусский вокзал».Получилось здорово. Песни-то знакомые! А Ирина Николаевна сказала, что это песни о войне были написаны в 70-х годах. «А вот эту песню узнаете?» – она включила магнитофон. «От советского информбюро…» Звучал голос Ю.Левитана, он сообщал о начале войны. Затем грянула песня «Священная война». В классе стояла тишина. Она рассказала, что эту песню сочинил А.Александров, чье имя носит краснознаменный ансамбль, на 3-й день после объявления войны, а военный хор прямо на Белорусском вокзале исполнял ее для отъезжающих на фронт бойцов. Мужественная песня вселяла уверенность в победе русского народа, стала музыкальным символом военных лет. Так прошел первый импровизированный урок молодой учительницы.А потом покатились школьные годы чудесные. Еще долго не могла достучаться учительница до сердец ребят. Сопротивлялись, раздавались реплики: «Зачем нам это слушание нужно, лучше попоем!» Ирина убеждала: «Вы послушайте, как это красиво!» Ребята слушали, а потом задавали вопросы: «А почему Рахманинов написал песню без слов?» Она объясняла: «Вот вы и ответили на вопрос, что такое вокализ». Задумавшись, сказала: «Этот вокализ композитор посвятил певице Антонине Васильевне Неждановой. Музыка сама дает простор нашей фантазии, размышлениям. Вслушайтесь в красоту и гармонию голоса и музыки, помечтайте! Вспомните под эту чудесную музыку что-то лучшее из вашей жизни». И уже ребята отвечали. Один: «Я вспомнил вечернее море и природу юга». Другой: «Я под эту грустную музыку вспомнил дедушку, он был фронтовик, мы часто с ним ходили в лес, и он учил меня разбираться в травах, птицах, грибах». Как приятно было слушать молодой учительнице детские рассказы, узнавать об их впечатлениях. Музыка что-то неуловимое будила в душах детей, направляла на размышления, мечты. Потихоньку – от песен к классике – выстраивала свои уроки молодая учительница.Вскоре Ирина Николаевна организовала школьный хор, куда отбирала ребят с хорошим слухом и голосом. Мальчишек приходилось уговаривать особенно долго. Колька Рогозин согласился петь с условием, что придет не один, а с другом. К песням его тянуло, но как-то неудобно было идти в девчачий хор. Они долго не решались войти в кабинет музыки, из-за двери которого слышалось пение. Внезапно дверь открылась, староста хора сказала: «Проходите, чего возле двери толкаться». К удивлению Кольки и Лешки, в хоре были мальчики из других классов, никто не смеялся и не тыкал в них пальцами. Все пели на удивление красиво и слаженно.В конце учебного года состоялся общешкольный концерт. Народу набился полный зал – учителя, родители, ученики. К юбилейному году ребята подготовили большую программу. Артисты – чтецы, певцы, акробаты, танцоры – волновались, поправляли прически, прятали шпаргалки с текстом, просто висли друг на друге. Учителя успокаивали их, подбадривали, говоря о том, какие они талантливые. Концерт шел гладко, без заминок – результат добросовестных занятий и долгих репетиций.В заключение выступил школьный хор. Ирина Николаевна встала перед хором. За роялем сидел Евгений Константинович – учитель химии и замечательный пианист. Зазвучала песня композитора Дубравина «Сочинение о весне». Ребята пели о том, что им было близко и дорого, – о школе, весне, дружбе. В альтах стоял Колька Рогозин, его непослушные вихры вздрагивали в такт песне, а глаза влюбленно смотрели на молодую учительницу. Последней песней хора была «Смуглянка», солисты – группа мальчиков, среди них был и наш герой – Коля. Ветераны встали и вместе с детьми с задором пели: «Раскудрявый клен зеленый, лист резной…» Нужно было видеть глаза и лица детей – они сияли восторгом и любовью к учителям, родителям и своей учительнице музыки.Концерт закончился, стоял теплый майский вечер. Из школы шумными стайками выходили ученики. За ними шли учителя и родители. Последней из школы вышла Ирина Николаевна. Когда она повернула за угол школы, из-за кустов вынырнул ей навстречу Колька Рогозин, в руках у него были лесные фиалки. Он протянул их Ирине Николаевне. «Коля, где ты их взял?» – «Места надо знать», – буркнул Колька. «Спасибо!» – крикнула Ирина Николаевна убегающему Кольке. Она вдохнула свежий лесной запах фиалок и счастливо засмеялась.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте