В Ростове-на-Дону раннее образование детей – один из важнейших приоритетов муниципальной политики. Дошкольное образование – особый ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социально-экономического развития города, поэтому на протяжении последних десятилетий все целевые программы по развитию образования в городе включали в себя расширение сети детских садов, внедрение новых форм работы с дошкольниками, развитие материальной базы учреждений, повышение профессионального уровня педагогов, социально-педагогическую поддержку семьям, воспитывающим детей от рождения до 7 лет.
Сейчас вводятся в эксплуатацию новые детские сады, открываются ранее перепрофилированные группы, установлены отдельные модули на территории действующих детских садов. Кроме этого, в решение задач доступности дошкольного образования активно включились индивидуальные предприниматели. Муниципальная услуга сегодня доступна любой семье ростовчан, воспитывающих детей-дошкольников. Очередь детей от 3 до 7 лет для определения в дошкольные учреждения в городе ликвидирована.Доступность и качество – два вектора, определяющие направление развития муниципальной системы дошкольного образования.Гордость горожан – новые детские сады. Педагогические коллективы ростовских детских садов стремятся создавать уникальную предметную среду, которая отличается: безопасностью (все игрушки, мебель и пособия сертифицированы); мобильностью (детская мебель, трансформируясь, легко превращается в конструктор, обогащает сюжеты детских игр); рациональностью (в образовательных целях используется пространство не только групповых помещений, рекреаций, холлов, кабинетов, но и крыша детского сада. На «эксплуатируемой кровле» детского сада №4 детей ждут «Автоград», место для подвижных игр и занятий художественным творчеством, уютные перголы и цветники, солярий).Зимний сад в рекреации (д/с №116, 42, 50, 285, 229), а изостудия в холле (д/с №1, 49), специализированные кабинеты прежде всего для творческих занятий с детьми – все это не исключение, а традиции ростовского детского сада.По-прежнему актуальной остается проблема укрепления здоровья детей. В некоторых детских садах не предусмотрены стационарные спортивные залы и специально оборудованные спортивные площадки. В этой связи интересен опыт тех коллективов, которые, не имея полноценных условий, смогли существенно повысить эффективность работы по физическому развитию и оздоровлению детей – внедрили систему круглогодичных физических занятий на воздухе (д/с №24), разработали оптимальную модель использования ландшафта участка для физического развития детей (д/с №111, 199), внедрили ортопедический режим в работу общеразвивающих групп (д/с №77), оснастили групповые и специализированные помещения современным стационарным спортивным оборудованием, игровым материалом, пособиями, которые отвечают самым высоким требованиям безопасности, эстетики и педагогической целесообразности. Безопасность, развивающий потенциал образовательной среды стали приоритетными направлениями программ развития многих образовательных учреждений. В связи с этим особую значимость приобрел опыт региональной инновационной площадки (д/с №57) по внедрению системы комплексной безопасности. На реализацию проекта из федерального бюджета было освоено около двух миллионов рублей, а по программам софинансирования дополнительно более полутора миллиона рублей.Поэтому одно из приоритетных направлений реализации федерального стандарта – создание современной информационной образовательной среды учреждения, которая включает в себя не только технические условия, но и программные средства, информационные ресурсы, локальные и глобальные возможности коммуникаций, технологий работы с ними. В техническом арсенале педагогов ростовских детских садов современные компьютеры, стационарные мультимедийные комплексы, цифровая техника (музыкальные инструменты, фото- и видеокамеры и пр.), интерактивные образовательные комплексы с полным пакетом обучающих программ.Гарантии высокого качества дошкольного образования – это не столько наличие современной образовательной среды, сколько степень эффективности ее использования! В 2017 году дан старт сетевому инновационному проекту «STEM-образование». Аббревиатура STEM – это наука, технология, инженерия, математика. STEM – это взаимосвязь тех областей знаний, которые помогут ребенку осознать непростой и интересный окружающий мир во всем его многообразии! 17 ростовских детских садов на правах федеральной инновационной площадки вошли в группу из 75 образовательных организаций России под патронатом Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Коллективы этих детских садов стремятся через образовательные модули (математика, экспериментирование, робототехника, LEGO-конструирование, дидактическая система Ф.Фребеля и мультстудия «Я творю мир») повысить качество интеллектуального развития детей, их креативных способностей, привлечь детей к техническому творчеству, осуществить «ранние социальные пробы».Опыт ростовских детских садов был неоднократно представлен на российском и региональном уровнях. На Всероссийском конкурсе «Новаторство в образовании» проект в области внедрения информационных технологий в работу с детьми признан самым успешным, занял 1-е место. На ежегодной международной научно-практической конференции «Управление развитием образовательных систем» (РАНХиГС) был представлен опыт руководителей двух ростовских детских садов в сфере создания эффективной модели управления дошкольных учреждений с использованием ИКТ. Презентация опыта была признана лауреатом конкурса с присвоением гранта. На I региональной педагогической Ассамблее новаторов представлен опыт ростовского детского сада по формированию IT-компетентности у дошкольников. Три инновационных проекта детских садов города в соответствии с приказом Минобразования РО получили статус областной инновационной площадки.
Комментарии